Спасение в небе. Как работают реаниматологи Московского авиационного центра
Фото: mos.ru. Юлия ИванкоОдновременно на борту вертолета могут присутствовать два пилота, два или три медика и пострадавшие — три пациента с травмами средней степени тяжести или два пациента в тяжелом состоянии.
Падения с высоты, аварии на дорогах и происшествия на воде — это всего лишь часть чрезвычайных ситуаций, с которыми сталкиваются спасатели и врачи Московского авиационного центра (МАЦ). Чтобы поддерживать форму, специалисты регулярно тренируются и проходят обучение.
В честь Всемирного дня анестезиолога-реаниматолога МАЦ проводит тренировку недалеко от деревни Песье в ТиНАО. Имитируется несчастливый случай: рыбаку становится плохо, он теряет сознание в лодке на середине озера. За тем, как проведут операцию спасения, наблюдает mos.ru.
На земле
«Дань, ты живой? Откликнись!» — кричит мужчина на берегу озера. Ответа нет, и он вызывает спасателей. Это товарищ рыбака, который заметил, что тот находится без сознания.
Первым на место прибывает дежурный отряд службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения МАЦ на специальном красно-белом автомобиле. Двое спасателей несут щит для транспортировки пострадавшего, еще двое, одетые в гидрокостюмы, — лодку. Рыбака за считаные минуты вытягивают на берег. «Мужчина, 45–50 лет, предварительно — переохлаждение, нужен санитарный вертолет», — раздается по рации.
Пока пострадавшего фиксируют на щите, к берегу подлетает вертолет модели ВК117С-2 с медицинской бригадой на борту. 1 из спасателей зажигает красный фальшфейер: так обозначают не только место для посадки, но и указывают направление ветра. Сажать железную птицу нужно строго против ветра.
Когда до земли остается совсем немножко, из вертолета выпрыгивает второй пилот. Он подсказывает, где лучше сесть. По словам специалистов, с борта неровности видны хуже, мешает остекление. «Нельзя произнести, что это простая площадка для посадки, она не подготовлена. Видны какие-то неровности, бугры, лужи. Но для пилотов МАЦ это не сложность: нам ежедневно приходится приземляться на дорогах, в скверах, где нужно забрать пострадавших», — поясняет пилот Александр Макаревич.
На борту
Вертолет садится, из него выбегают врачи — анестезиологи-реаниматологи Александр Сергеев и Владимир Никольский. Они проверяют состояние пострадавшего и помогают занести его на борт.
«У пациента остановилось сердце. Мы делаем дефибрилляцию, искусственный массаж сердца, интубацию трахеи, а затем включим аппарат искусственной вентиляции легких», — уточняет Александр Сергеев.
На борту есть современное медицинское оборудование. Так, здесь установлены мониторы-дефибрилляторы Corpuls, с помощью которых делают массаж сердца при его остановке. Ими можно пользоваться непосредственно во время полета, так как пол у вертолетов диэлектрический.
Когда состояние пострадавшего стабилизируется, его решают привезти в ближайший стационар. Жизнь человеку удалось спасти, пускай это была итого лишь тренировка!
Быстрее скорой помощи
За десять лет работы воздушные реаниматологи спасли более шести тысяч человек, а с начала 2019 года — около 600. Авиацию используют для срочной эвакуации больных в стационар при тяжелых травмах, ранениях, инфарктах и инсультах.
Анестезиолог-реаниматолог Александр Сергеев работает в Московском авиационном центре пятый год, и его послужной список впечатляет. В 2016 году доктор участвовал в эвакуации пострадавших при пожаре в поселке Шишкин Лес, а в 2017-м совместно с коллегами спасал людей из горящего торгового центра «Рио».
Сейчас Александру Сергееву 32 года, и он 1 из самых молодых анестезиологов-реаниматологов Московского авиационного центра. По его словам, трудиться на высоте никогда не боялся, еще в студенческие годы занимался промышленным альпинизмом.
Он, как и другие врачи тут, имеет квалификацию спасателя. Медики обучаются на четырехмесячных курсах и сдают экзамен в территориальной аттестационной комиссии Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы. Каждые три года все проходят переаттестацию.
«Специфика службы тут в том, что мы имеем право работать в зоне чрезвычайных ситуаций, куда обычных врачей не допускают. А вертолет, разумеется, преимущество. Он может прибыть быстрее автомобиля скорой помощи. После того как поступил вызов, мы в течение двух минут готовы к вылету. Тряска во время полета не мешает, но, разумеется, это не автомобиль. Тут же еще есть крен и тангаж, это как-то необычно», — говорит Александр Сергеев.
Доктор — анестезиолог-реаниматолог Владимир Никольский работает в МАЦ уже десять лет, до этого был занят на скорой. «В основном мы работаем с тяжелыми больными — после ДТП, падения с высоты, взрывов, а также занимаемся перевозкой тяжелых пациентов, — говорит он. — Помимо детей, первым делом помогаем беременным женщинам. Кроме того, для перевозки на вертолете больного лучше подготовить. В воздухе может случиться что угодно. Так, больные с инфарктом непредсказуемы — у них может в любой момент остановиться сердце».
Одновременно на борту вертолета могут состоять два пилота, два или три медика и пострадавшие — три пациента с травмами средней степени тяжести два пациента в тяжелом состоянии. При этом резерв лекарственных препаратов и перевязочных материалов рассчитан на 25 человек.
Воздушные спасатели
В феврале в Московском авиационном центре сформировали службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения для экстренного реагирования и оперативного оказания помощи пострадавшим.
«Итого у нас на службе 24 спасателя, — рассказывает начальник Александр Панормов. — Ребята пришли сюда уже подготовленные, у них у всех серьезный послужной список».
Спасатели дежурят по 4 человека. В зависимости от случая бригады отправляются на место либо на специальном автомобиле, либо на вертолете. Кроме того, это подразделение может вызвать санитарный вертолет, если пострадавшим нужна экстренная медицинская поддержка.
«Спасателем работаю семь лет, с 2012 года. Мне с детства нравилась эта специальность. До этого работал в федеральных отрядах МЧС, в Пожарно-спасательном центре Москвы», — говорит Евгений Мальцев, спасатель второго класса службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения МАЦ.
На страже без перерыва: медицинские вертолеты сейчас летают круглосуточно Больше тысячи спасенных жизней в год: как работает воздушная скорая поддержка
Сейчас в распоряжении Московского авиационного центра имеются пожарные вертолеты Ка-32А и санитарные ВК117С-2. Медицинские воздушные корабля ожидают вызова на территории больницы № 15 имени О.М. Филатова (улица Вешняковская, дом 23), детской больницы имени З.А. Башляевой (улица Героев Панфиловцев, дом 28), а также больницы № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд, дом 4). При этом на территории ГКБ имени С.С. Юдина вертолеты дежурят круглосуточно.
Итого санитарная авиация может воспользоваться 32 вертолетными площадками. Одна из них расположена на 35-м километре МКАД, 21 — в ТиНАО (в поселке Щапово, селе Вороново, рабочем поселке Киевском, деревне Васюнино и других населенных пунктах). Десять площадок работают на базе медицинских центров.
Долететь до любого места в пределах МКАД на медицинском вертолете можно примерно за 7 минут, а добраться из центра города в ТиНАО — за 10–15 минут. Экипажи санитарных вертолетов выполняют от пяти до семи вылетов ежедневно.
Источник: Правительство Москвы