95 лет с улыбкой. Как появился и чем живет сегодня Театр сатиры
Здание Театра сатиры на площади Маяковского. 1960-е годы. Фото: Театр сатирыМосковский академический театр сатиры отпраздновал 95-летие. Главные события с 1924 года до наших дней — в материале mos.ru.
На его сцену выходили Андрей Миронов и Анатолий Папанов, тут ставил спектакли Марк Захаров, а руководил театром легендарный Валентин Плучек. С первых лет своего существования Театр сатиры собирал аншлаги: тут всегда остроумно и тонко говорили на злободневные темы.
Первые годы театра
1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом — Театром революционной сатиры. Совместно с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Вначале театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу наименования «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.
В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где ранее располагался театр-кабаре «Летучая мышь».
Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Постановка состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой — москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Спектакль стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, подданный?».
«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы лишь обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», — говорил Давид Гутман.
Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.
Новый дом и новый глава
Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Минуя несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) — и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал устанавливать режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале — Эммануил Краснянский, бывший художественный глава оперной мастерской «Молодое творчество».
Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал вначале в 3-й студии МХТ, затем — во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Вначале Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны во многих московских театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.
В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Вначале актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.
Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный артист Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, после во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.
В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.
На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева — Николай Петров. На афишах — «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.
Эпоха Плучека
В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Минуя год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек — ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее — Драматический театр Северного флота в Мурманской области.
В 1953-м режиссер и сценический художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Совместно с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к иной комедии Маяковского — «Клоп». В 1963 году постановка показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.
В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его спектакль «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Горячка был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Минуя два года Плучек ставит «Дамоклов меч» — постановка идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш — острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.
В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже минуя год переехал на площадь Маяковского — в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прообраз театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем — Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что тут когда-то был цирк, напоминает только купол.
К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий — по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.
Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее малыши» Бертольта Брехта и другие.
Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Постановка не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили — вводить в постановка нового Фигаро сочли неуместным.
В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» — это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им постановка.
Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.
В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.
Новая эпоха
В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, артист и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра — «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».
Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается постановка «Где мы?∞!…» Родиона Овчинникова. Герои — деревенский мудрец и алкоголик, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены — оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.
Еще 1 любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта — комедия положений «Чересчур женатый таксист». Таксист Джон Смит — весьма ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании товарищ друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария — двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.
«Хотим сыграть Мольера» — прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли — Федор Добронравов.
Кроме основной сцены, в театре есть еще одна — «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом — 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и супруга снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.
Источник: Правительство Москвы