«Муж пытается уверить, что я все придумала». Как в Москве спасают от домашнего насилия
МОСКВА, 25 ноября. /Корр. ТАСС Ксения Асафова/.Кризисный центр расположен по адресу улица Дубки, дом 9А. Обращаться туда могут женщины, которые попали в кризисную ситуацию — несовершеннолетние мамы, люди, которые подверглись психофизическому насилию, одинокие женщины с несовершеннолетними детьми. В марте этого года учреждение отметило 5-летие своей работы. Как сообщала директор центра Наталья Завьялова, за этот этап убежище здесь получили 1,5 тыс. москвичек с детьми. Основной проблемой, с которой женщины приходят в стационар центра, является собственно психофизическое насилие.
В здании центра каждой женщине предоставляется своя комната, есть спортзал, кабинет массажа, столовая, детская, кухня, комната отдыха с телевизором и диванами и даже небольшая соляная пещера. Помимо сеансов психологической помощи, с женщинами проводятся занятия по лечебной физкультуре, самообороне, пилатесу, арт-терапии.
История Елизаветы
Жительница Москвы Елизавета, которая попала в стационар кризисного центра после нескольких лет побоев от мужа, рассказала ТАСС, что обратилась за помощью, всего когда он попытался задушить ее подушкой.
"Первый раз он ударил меня в 2008 году, тогда у меня был перелом основания черепа, я лежала в больнице, но не подала заявление в полицию, потому что он раскаивался и обещал, что больше такого не повторится. После этого несколько лет действительно никакого рукоприкладства не было. А после я забеременела, у нас ухудшились отношения, он стал снова вести себя агрессивно: таскал меня за волосы, бил, окунал головой в воду. Когда в конце прошлого года он начал душить меня подушкой, я поняла, что все", — сказала Елизавета.
Женщина рассказала, что муж пытался уверить ее в том, что по-другому с ней общаться нельзя — только при помощи физической силы, иначе она не поймет. Он навязывал ей эмоция вины, выматывал с помощью психологического террора, запрещая ей "не так" на него глядеть, не отвечать на вопросы, плакать, жаловаться.
"Я часто хотела развестись, но когда заводила разговоры об этом, муж бесился. Ходить мне было некуда, жилья своего нет, денег нет. Родители умерли, мне некому было поддержать вообще. Знакомые не хотели меня принимать с двумя детьми", — отметила она.
По словам Елизаветы, она нашла информацию о кризисном центре минуя интернет, попросила там убежища на время бракоразводного процесса, и его предоставили. "Это стало огромной поддержкой, за что я весьма благодарна этому месту. Заявление в суд о разводе мне помогла составить местный юрист, со мной работают психологи и психиатры, педиатр осматривает детей. Истина, мой муж очень активный, нашел нас, сейчас пытается убедить меня, что я это все придумала и попросту решила побыть "в санатории". Я решила больше не ходить на компромисс, не вижу перспектив совместной жизни", — говорит Елизавета.
Муж угрожает женщине, что отсудит у нее детей, но сотрудники центра успокаивают Елизавету, что ей помогут найти подработку. Оставаться в учреждении она сможет до тех пор, пока не разрешится проблема с жильем.
О психологическом насилии в семье
Сотрудница кризисного центра, психолог Юлия Себелева, которая работает тут уже больше трех лет, рассказала ТАСС, что зачастую, когда муж применяет физическое насилие к жене, он одновременно пытается уверить ее в том, что она виновата в этом сама. "Муж Елизаветы все отрицает, говорит, что никаких доказательств нет и перекладывает ответственность на женщину. Это, к сожалению, общераспространенный вид психологического насилия — газлайтинг. Человека убеждают в том, что он неадекватный, с ним сложности, он сам провоцирует, что якобы собственно из-за этого у них плохие отношения. Ситуация зачастую обостряется во время беременности женщины, когда она находится в уязвимом положении", — пояснила психолог.
Она отметила, что часто женщины, ставшие жертвами семейного насилия, как-то были успешными и самостоятельными. Мужчинам-тиранам важно разрушить их личность. "Как правило, речь идет о мужчинах с пограничным личностным расстройством, они выбирают себе в жертву интересных женщин, это повышает их самооценку. Эти мужчины довольно инфантильны, у них травмированная психика. Зачастую у них есть "поломка" в эмоциональной сфере — они не весьма способны к эмпатии, им даже переживание собственных чувств дается сложно, они "питаются" переживаниями женщины", — рассказала Себелева.
Психолог добавила, что в центр обращаются женщины весьма разных социальных статусов. Например, из неблагополучных семей, где родители употребляли алкоголь или наркотики, и впоследствии девица выбрала себе мужа на основании того, к чему привыкла в детстве. Некоторые клиентки центра и сами ранее имели проблемы с психотропными веществами. Но встречаются и женщины высокого социального положения, которых довели до пограничного состоянияСебелева добавила, что быстрее всего физическая агрессия в семьях, с которыми центру приходилось сталкиваться, исходит со стороны мужчин. Но бывают и иные ситуации: в учреждении как-то раз нашла убежище мама, которую избивал и иногда не пускал домой сын-алкоголик. Сейчас тут проживает женщина, над которой издевалась дочь, имеющая проблемы с наркотиками.
"Бывают и другие истории, когда на фоне, так, рождения ребенка происходит конфликт в семье из-за того, что у пары нет достаточного количества ресурсов — психологических и материальных. Они попросту не справляются с ситуацией. Тогда есть смысл попытаться восстановить отношения в семье, обосновать жене и мужу, как справляться со сложными ситуациями самим", — отметила она.
Многие женщины в центре поддерживают товарищ друга, бывает, что, сплотившись, они начинают снимать жилье вместе. С психологами учреждения также работают психологи, потому что работа эта сложная, приходится понимать с негативными эмоциями. Если у чувств не будет выхода, человек скоро "перегорит" и не сможет больше помогать другим. "У меня со всеми клиентками рабочие отношения, весьма важно в такой профессии держать дистанцию. Если ее не будет — не будет лечебного эффекта", — добавила психолог.
По материалам информагентства ТАСС.