Белила, маски и бархат. Смотрим постановка «Женщина-змея» Театра на Малой Бронной
Фото: mos.ru. Евгений СамаринКак создавался новый постановка по сказке Карло Гоцци — в материале mos.ru.
Московский драматический театр на Малой Бронной представил одну из самых ожидаемых премьер этого сезона — гротескный постановка «Женщина-змея» Олега Долина по сказке Карло Гоцци. Посмотреть постановку в духе площадной комедии дель арте приглашают во Дворец на Яузе, куда театр переезжает на время ремонта своего здания.
Фьяба о семье
Главная героиня, фея Керестани, влюбляется в смертного принца Фаррускада и выходит за него замуж. Но есть одно условие: если за 8 лет и один день Фаррускад хотя бы единожды проклянет ее, она превратится в змею. Спустя какое-то время молодой супруг решает узнать, кем была его возлюбленная до свадьбы, а она, забрав с собой их малышей-близнецов, исчезает. Сейчас принц хочет во что бы то ни стало их вернуть.
«Несмотря на все сумасшедшие хитросплетения и череду всех превращений и испытаний, это произведение о семье, семейных ценностях», — уверяет режиссер спектакля Олег Долин.
«Женщину-змею» итальянский писатель и драматург Карло Гоцци написал в 1762 году. Она стала пятой по счету театральной сказкой, или фьябой, написанной Гоцци. Фьяба —трагикомедия, в которой фантастический сюжет подается с помощью буффонады и импровизации. Играя в таком спектакле, артисты реагируют на действия и слова зрителей, шутят с ними, целиком разрушая четвертую стену.
Комедия дель арте (сommedia dell’arte) — вид итальянского уличного театра, появившийся в середине XVI века и ставший предшественником пантомимы. Все актеры, кроме двух центральных персонажей, носят маски, играют несколько ролей, всегда переодеваясь.
«Главная героиня в комедии дель арте появлялась без маски, но у нее всегда было выбеленное лицо и розовые щеки», — добавляет актриса Евгения Ивашова, играющая Керестани.
Ее партнер, артист Сергей Кизас (Фаррускад), тоже появляется на сцене с набеленным лицом. Перед выходом на сцену он сам наносит на себя грим.
«Я подумал, что, если я выбелю себе лицо, тоже буду в некой маске. Она как-то облагораживает», — говорит он.
Главное — гротеск
Все действие под сопровождение живой музыки происходит на незамысловатой деревянной конструкции, которая одновременно обозначает и сцену уличного театра, и кулисы. Декорации придумал художник Сергей Якунин, беспрерывный соавтор Олега Долина. Художник Евгения Панфилова нарядила артистов в одежду, похожую на карнавальные костюмы, бархат, остроносую обувь и перчатки, делающие пальцы неестественно длинными.
Перед началом репетиций у артистов были специальные занятия, на которых их учили играть собственно в жанре комедии дель арте. Двигаться, сидеть, стоять, сообщать — все приходится делать совсем по-другому: гротескно, преувеличенно.
«Это весьма отличается от обычного драматического спектакля, к которому мы привыкли, это всегда взаимодействие со зрителем. Ты даже со своим партнером общаешься не напрямую, а глядя на зрителей. Энергии на такой постановка затрагивается гораздо больше», — отметила Евгения Ивашова.
«Женщина-змея» не первый эксперимент ее работы в таком жанре. Актриса сталкивалась с дель арте в Щукинском училище. Так повезло не всем. Так, для Максима Шуткина участие в спектакле стало одновременно первым знакомством с жанром.
«Правила существования удивительные: ты не можешь себя оценивать без огласки зрителя. Зритель дает понимание, туда ты двигаешься или нет», — говорит он.
Его герой Джеонка — добросердечный сатир и друг принца. Он озорничает по полной: во время действия перемещается в ложу, где всерьез целует одну из зрительниц. Этот момент в спектакле появился в результате импровизации, но его решили оставить.
«Москве не хватает дель арте»
В прошлом сезоне Олег Долин поставил сразу два сказочных спектакля, ставших событиями: «Снегурочку» в Театре наций и «Зобеиду», открывшую новое пространство — Сценический двор в Российском академическом молодежном театре. Как и «Женщина-змея», «Зобеида» была создана по сказке Гоцци. Эти два спектакля весьма похожи: те же декорации, маски, стиль.
«Но сейчас играют другие люди, другая труппа. С “Зобеидой” был почти год репетиций, а тут мы все сделали в очень сжатые сроки. Такую планку я задал сам себе. Могу произнести, что дель арте очень захватывает. В Москве этого жанра весьма не хватает», — рассказал Олег Долин.
«Женщина-змея» открывает программу спектаклей для всей семьи «Большие режиссеры маленьким зрителям». Олег Долин обещает, что будет и далее знакомить зрителей со сказками Гоцци — в такой же подаче. А пока можно сходить на «Женщину-змею»: следующие показы — 1, 23 и 24 февраля.
Источник: Правительство Москвы