Фанаты своего дела: на дежурство заступил отряд спасателей-мотоциклистов
1 мая около 160 московских пожарных пересели на мотоциклы. Они патрулируют город, ездят на вызовы и первыми прибывают на место происшествия. Мотоспасатели оказывают первую поддержка до прибытия основных сил.
В Пожарно-спасательном центре Москвы есть уникальное подразделение — мотогруппа из расчетов быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах. Около 160 сотрудников патрулируют город со специальным инструментом, аптечками и огнетушителями. Мотоотряд заступает на дежурство 1 мая, со стартом мотосезона, и завершает свою работу 1 октября. Зимой же спасатели-мотоциклисты становятся обычными пожарными и спасателями в своих подразделениях.
Первые 4 моторасчета появились в столице в 2011 году, тогда в патрули выходило итого восемь мотоциклов. Сейчас в пяти пожарно-спасательных отрядах базируется 11 мотоциклетных расчетов. 1 расчет — это два мотоцикла и трое пожарных. Работа проходит посменно, итого смен пять. Итого получается 22 мотоцикла и 165 мотоциклистов.
Основная задача мотоспасателей — патрулирование и профилактика. Предварительно разработано 11 маршрутов, каждый из которых закреплен за определенным расчетом, это их зона ответственности.
Он добавляет, что в особо жаркие и пожароопасные периоды маршрутов может быть больше, поскольку возникают дополнительные вызовы — пал травы, купание в неположенных местах и так дальше.
В основном маршруты патрулей проходят по магистралям и местам с высокой вероятностью ДТП и последующим образованием заторов.
Не только лишь патрулирование: задачи мотоспасателей
Рабочий день пожарных и спасателей начинается с построения. Боец пожарно-спасательного отряда № 207 Дмитрий Неучев рассказывает, как проходит обычная смена мотоспасателя.
Его коллега Юрий Иванов добавляет, что бойцы всегда учатся. Непрерывное обучение и совершенствование — часть работы пожарных и спасателей.
По словам Александра Дергачева, расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах выполняют три вида задач — патрулирование, реагирование на вызовы, которые поступают в пожарно-спасательный отряд, и реагирование на вызовы, которые поступают в патруле.
Когда вызов поступает в отряд, на место высылают основные силы и моторасчет. Мотоциклисты прибывают ранее, оценивают ситуацию и докладывают о том, какое количество основных сил нужно выслать. Мотоспасатели выполняют первоочередные действия до прибытия главного экипажа.
Вызов может поступить, когда мотоциклисты находятся в патруле. Диспетчер видит на специальной карте, где они находятся, и, если рядом случилось какое-то происшествие, направляет туда моторасчет. Особенно эффективна такая практика в ТиНАО, где пожарно-спасательные части находятся на значительном расстоянии товарищ от друга.
От студенческой сборной до лучшего спасателя Москвы. Интервью с победителем конкурса «Московские мастера»
Предупредить легче, чем потушить
Александр Дергачев подчеркивает, что профилактика — одна из важных частей работы спасателей и пожарных.
«Мы всегда надеемся, что можем предупредить опасную ситуацию. Профилактика — одно из самых важных направлений нашей деятельности. Потому что беды лучше не допускать», — отмечает он.
Но если беда все-таки случилась, мотоспасатели смогут поддержать. Их мотоциклы оснащены аварийно-спасательным инструментом, аптечкой и противопожарным комплектом. На костюме пожарного на мотоцикле (шлем мотоциклиста, моточерепаха, наколенники, мотоботы, мотоперчатки, мотоодежда и блютус-гарнитура) предусмотрены защитные вставки на локтях куртки и коленях брюк. Костюм защищает от ветра, влаги и механических повреждений, позволяет выполнять работу с инструментами и первичными средствами пожаротушения.
Моторасчет может потушить небольшой пожар. Для этого на каждом мотоцикле есть по два огнетушителя и ранцевая установка пожаротушения (РУПТ), которая выстреливает мощной струей под давлением. Кроме того, в РУПТ есть маска и баллон для дыхания, их можно использовать в сильно задымленных местах.
Особенно часто мотоспасатели работают при ДТП. Чтобы разблокировать покореженный автомашина и спасти пострадавших, бойцы используют электрогидравлический инструмент — резак-разжим и разжим-кусачки. Кроме того, используется специальное устройство, чтобы безопасно разбить стекло, резак по стеклу, насадки на острые кромки и накладка на подушку безопасности.
«Насадки на острые кромки используют при разборке и разрезке автомобиля, чтобы не нанести вред пострадавшему, когда его вытаскивают из салона. Насадки не дают пораниться ни пострадавшему, ни спасателю. Еще есть накладка на руль. Есть большая вероятность, что подушки безопасности сработают после ДТП, в момент спасательной операции», — рассказывает пожарный Юрий Иванов об особенностях своей работы.
Мотоспасатели обучены оказывать первую поддержка, с собой у них есть аптечка. Она небольшая, но ее содержимое позволяет начать при необходимости сердечно-легочную реанимацию.
Александр Дергачев рассказывает, что в прошлом году спасатели часто приходили на поддержка именно во время патрулирования, так как первыми оказывались на месте ДТП еще до прибытия скорой: «Если бы наши ребята не прибыли на место происшествия и не оказали первую поддержка, ситуации могли быть более критичными».
Экономия времени и выбор тактики: пожарные получили ударопрочные планшеты Спасатели стали оповещать рыбаков с помощью инновационной акустической системы
Универсальные бойцы: чему учат мотоспасателей
Спасатели и пожарные проходят специальное обучение. Юрий Иванов подмечает, что помимо основных профессий они осваивают и дополнительные, так судовождение и промышленный альпинизм.
«Мотоциклисты еще умеют сажать вертолеты. Положим, если скорая не может подъехать, то высылают вертолет. Но кто-то с земли должен его навести и поддержать пилоту посадить. Несомненно, пилоты очень высокого класса, но гораздо проще и быстрее, когда на земле некто помогает», — добавляет Александр Дергачев.
Чтобы сделаться пожарным или спасателем, нужно пройти специальное собеседование. Претенденты проходят скрупулезный отбор по нескольким параметрам, таким как способность действовать в нештатных ситуациях, психологическая устойчивость, готовность общаться с людьми, которые находятся в стрессовых ситуациях. Для мотоспасателей важен эксперимент вождения, ведь аварийно-спасательный мотоцикл очень массивный, на нем тяжелое оборудование и управление не самое простое.
Спасатели-мотоциклисты всегда практикуются в вождении. Есть специальный полигон, особенно много занятий там проводится зимой. Бойцов также учат трудиться с аварийно-спасательным инструментом и тушить пожары при помощи огнетушителя.
«Обыкновенный пожарный нечасто работает с огнетушителем, потому что чаще всего прибывает уже на развившийся пожар и работает со стволом. А у мотоциклиста есть всего-навсего огнетушители, и уверенная работа с ним — это, поверьте, непростая задача. И этот навык мы тренируем на полигоне, поджигаем специальные смеси и тушим их», — рассказывает Александр Дергачев.
Кроме того, мотоспасатели тренируются оказывать первую поддержка и изучают психологию. Им часто приходится общаться с людьми, которые находятся в остром стрессовом состоянии.
«Наша работа связана с людьми, причем быстрее всего с людьми, которые находятся в острых стрессовых реакциях. Общаться с ними сложнее. Существует много подгрупп острых стрессовых состояний, и если неправильно трудиться с этим состоянием, то можно его усугубить», — подчеркивает Юрий Иванов.
Говоря о личных качествах, которыми должен обладать спасатель-мотоциклист, Юрий Иванов отмечает стрессоустойчивость, высокий степень внимания и отзывчивость. Также нужны выносливость и физическая сила, ведь спасателям подолгу приходится трудиться с тяжелыми инструментами. Его коллега Дмитрий Неучев считает, что для мотоспасателя важны дисциплинированность, холодный ум и большой эксперимент работы.
«Когда приезжает пожарная машина, там людей много, и некто может быть опытным, а кто-то нет. Кому-то можно давать советы, наставления. А тут вы только лишь втроем и должны быть хорошо подготовлены», — отмечает он.
В Красной Пахре построили пожарное депо со скалодромом
Работа у мотоциклистов-спасателей непростая, но бывают в их буднях и веселые моменты, мемуары о которых вызывают улыбку. Дмитрий Неучев рассказывает, что бывают случаи, когда какое-нибудь зверь застревает в фонтане и его просят оттуда достать. Или, к примеру, был вызов, когда в квартире завелась змея.
Юрий Иванов вспоминает свою историю.
«Меня вызывали на 1 случай — там утки застряли на чердаке. Я приехал и сказал людям, что утки сами туда залетают и вылетают — это нормально. Но мне ответили, что их непременно нужно достать, они там явно мучаются. Пришлось освобождать уток», — делится спасатель.
Источник: Правительство Москвы