В библиотеке «МЭШ» появился фотоальбом «Московскому метрополитен — 85 лет!»
Ремонт вагонов метрополитен в электродепо «Сокол». Автор Г. Корабельников. 1948 годФото: Главное архивное управление города МосквыВсе желающие могут увидеть снимки строительства столичной подземки — от 1930-х годов до наших дней.
Ровно 85 лет назад, 15 мая 1935 года, была открыта первая линия Московского метрополитен. К этой дате Главархив подготовил издание «Московскому метрополитен — 85 лет!», которое можно увидеть в электронной библиотеке «МЭШ».
В альбоме представлены фотографии столичного метрополитена за всю историю его существования. В издание вошли кадры из уникальных фотоальбомов, созданных на Метрострое в 1930–1940-е годы, работы признанных фотолетописцев Москвы — Наума Грановского, Георгия Корабельникова, Василия Егорова, Виктора Ахломова, а также снимки современных фотохудожников.
Фотографии позволяют лучше рассмотреть и оценить лицо хорошо знакомых вестибюлей и павильонов. На них многие старые станции метрополитен предстают в первозданном виде, с деталями оформления, которые не дошли до наших дней. Так, в альбоме можно увидеть изображение фасада наземного павильона станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. Сегодня он является частью интерьера надстроенного над ним нового вестибюля. Также в издание вошли фотографии не существующей сейчас станции «Первомайская». На них изображены наземный павильон и фрагмент пассажирского зала, снятые во время торжественного открытия в 1954 году. «Первомайская» была выведена из эксплуатации в 1961 году, когда направление линии метрополитен на этом участке было изменено. Тогда же на этой же ветке была построена новая станция с прежним названием.
На исторических снимках также запечатлен этап начала строительства московского метро, строительная техника 1930-х годов, труд и повседневный быт метростроевцев того времени. Многие снимки 1940–1960-х годов отображают скрытую от глаз пассажиров жизнь подземного города — тоннели, ремонтные депо, машины и механизмы, электротехнические устройства. Фотографии знакомят с трудом коллектива машинистов, операторов, инженеров и дежурных по станции.
Предшественники «Москвы»: какими были первые поезда в метроПодземный фронт: как удавалось строить метрополитен во время войны
Архивные снимки дают возможность проследить, как сооружались линии новых радиусов, строилась Кольцевая линия, появлялись все новые и новые станции, менялась их зодчество и оформление. Жанровые фото показывают, как москвичи осваивали подземный транспорт, как метрополитен становился частью городской повседневности.
Издание также содержит масса фотосвидетельств и о новом, начавшемся в 2010-е годы этапе развития Московского метрополитена. Фотографы запечатлели масштаб строительно-монтажных работ, современную проходческую технику, пути и тоннели. Отличительная черта новых станций — яркие цвета и футуристический дизайн, среди которых – «Хорошевская», «Мичуринский проспект», «Новопеределкино», «Рассказовка», «Некрасовка», «Филатов Луг» и другие.
Книга продолжает серию Главархива Москвы, посвященную облику столицы на протяжение разных лет. Ранее в библиотеке «МЭШ» были опубликованы другие фотоальбомы серии: «Москва вчера. 100 фоторакурсов», «Москва сегодня. 100 фоторакурсов», «1941–1945. Фотообразы военной Москвы» и «Новогодняя Москва в фотографиях». С ними также можно ознакомиться в электронной библиотеке «МЭШ».
Источник: Правительство Москвы