Заводы Форда. Завод на Ривер-Руже
Завод на Ривер-Руже во многих отношениях служит фундаментом предприятий Форда, ибо здесь сырье из природного своего состояния превращается в готовые изделия при минимальной затрате времени и максимальной утилизации материала.
План сооружения завода на Ривер-Руже имел в виду выплавку металла и отливку его; в интересах производительности требовалось сочетать эти операции. Необходимо было также, чтобы тепловая и прочая энергия были использованы нацело. Для этого потребовалось сконцентрировать в одном месте огромные капиталы и большой штат служащих и рабочих. Фордовский принцип вообще заключается в децентрализации промышленности, но Ривер-Руж составляет исключение. По географическому положению завод находится на полпути между угольными копями, лежащими к югу, и железными рудниками и лесными разработками на севере. Руда и лес сплавляются к докам завода посредством самого дешевого в мире способа доставки грузов: Великоозерного транспорта. Железная дорога Детройт-Толедо-Айронтон, управление которой помещается в Ривер-Руже, идет прямо из Айронтона (Огайо) к гигантским складочным резервуарам в Ривер-Руже, пересекая на своем пути все важные магистрали восточных железных дорог.
Завод на Ривер-Руже, простирающийся на полторы мили в длину и на 11,8 мили в ширину, представляет панораму возвышающихся труб, огромных строений и массивных башен, уже по своим размерам превосходящую все, что было достигнуто на земном шаре в области индустриального развития.
В журнале «Industrial Management» впечатление от завода передано следующим образом:
Ривер-Руж — это «все-для всех».
Для специалиста по транспорту — это последнее слово методов подачи материалов.
Инженер-химик найдет у коксовальных печей и в производстве побочных продуктов беспримерное умение и не знающее равных оборудование.
Металлург, специалист по стали и железу, станкам по обработке металла на токарном станке встречается с конструкцией, устройством и работой доменных печей и вспомогательного снаряжения, вызывающими удивление и восторг своим совершенством.
Инженер-электрик видит на огромной главной силовой станции и на шести вспомогательных станциях образцовое по экономности и надежности производство энергии.Инженер-механик в свою очередь.
Литейщик найдет на этом заводе величайшую и наиболее полно механизированную литейную в мире.