Истории вещей. Кому и за что маршал Жуков подарил свою фуражку
Рассматриваем головной убор «Маршала Победы» и знакомимся с историей скульптора Виктора Думаняна, жизнь которого изменилась после встречи с прославленным полководцем.
В фондах Государственного музея обороны Москвы хранится маршальская фуражка, которая недосуг принадлежала Георгию Константиновичу Жукову, четырежды Герою Советского Союза, «Маршалу Победы», как его прозвали в народе. История о том, как она попала в фонды музея, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Решающий подарок
В 1966-м в жизни Георгия Жукова сошлись две важные даты — ему исполнялось 70, а в СССР отмечали 25-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, в котором он принимал самое деятельное участие как командующий Западным фронтом. По случаю юбилея и за заслуги перед вооруженными силами Жукова наградили орденом Ленина. В юбилейный год начали задумываться и о создании памятника маршалу. Так Жуков оказался в мастерской скульптора Виктора Думаняна, которому было поручено передать черты героя в объеме.
Думаняну потребовалось итого два сеанса. Взглянув на его работу, Жуков остался доволен. В знак благодарности он снял с головы фуражку и подарил ее скульптору на память.
Эта встреча изменила жизнь Виктора Думаняна, который раньше почти не работал в военно-патриотическом жанре. Позже на основе эскиза, высоко оцененного маршалом, он создаст несколько скульптурных изображений Жукова. Одно из них сегодня хранится в Музее обороны Москвы — прямо на входе посетителей встречает горельеф, выполненный скульптором в том же 1966-м.
Памятная фуражка также находится в коллекции музея. В 1995 году ее передала дочь фронтового художника Александра Жаренова, с которым Думанян был хорошо знаком. В знак почтения он передал ему подарок маршала. Это было в 1984 году, а в 1985-м Жаренова не стало. Спустя 10 лет фуражка оказалась в Музее обороны Москвы совместно с фронтовыми рисунками Александра Жаренова.
Несостоявшийся проект
В конце 1980-х на родине Георгия Жукова — в деревне Стрелковка Жуковского района Калужской области — было решено поставить монумент полководцу. Изучив уже имеющиеся скульптурные изображения, ответственные лица решили обратиться к Виктору Думаняну.
Так в Стрелковке появилась архитектурно-скульптурная композиция «Отечество маршала Жукова», за которую Думанян получил золотую медаль Академии художеств СССР и всесоюзное признание. Он создал образ гордо стоящего военачальника, в расстегнутой шинели в пол, с непокрытой головой и той самой фуражкой в вытянутой вдоль тела левой руке.
Об установке памятника Жукову в Москве думали с момента его смерти в 1974-м. В том же году на северо-западе города появился проспект Жукова, а минуя какое-то время Министерство культуры СССР объявило конкурс на создание в Москве памятника. Местом установки тогда избрали Смоленскую площадь. В конкурсе победил проект Виктора Думаняна, к тому моменту уже прославившегося памятником на родине Жукова. Однако проект остался неосуществленным — в 1992 году работы свернули.
К вопросу об установке памятника в столице вернулись накануне 50-летия Победы. Вариант, предложенный Думаняном, уже не отвечал изменившимся пожеланиям. Сейчас монумент маршалу требовалось создать в виде конной статуи и поместить его на Красной площади перед Историческим музеем. Чтобы не искажать сложившийся лицо главной площади страны, памятник решили поставить на Манежной площади.
Автором проекта стал скульптор Вячеслав Клыков. Он изобразил полководца во время знаменитого Парада Победы 24 июня 1945 года — верхом на жеребце Кумире, который топчет копытами штандарты нацистской Германии.
Музыкальный скульптор
Творческий путь Думаняна начался не со скульптуры, а с музыки. В 1944 году он окончил Центральную музыкальную школу при Бакинской консерватории по классу виолончели. Ему прочили блестящую карьеру академического музыканта, однако проснувшаяся страсть к пластике перевесила, и Виктор Думанян сменил смычок на стеку. Несколько лет он учился на отделении скульптуры в Ереванском художественном училище имени П. Терлемезяна, а затем отправился в Москву и поступил в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Его наставником стал популярный советский монументалист Николай Томский.
Любовь к музыке отразилась во многих скульптурных работах Думаняна. Он создал пластические портреты Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха, Фридерика Шопена, Александра Скрябина, Дмитрия Шостаковича и многих других композиторов и музыкантов. Некоторые из них шагнули из мастерской на улицы — созданные Думаняном памятники Людвигу ван Бетховену украшают Берлин и Кабул. Увидеть работу Думаняна можно и в Москве — в Токмакове переулке с 1991 года восседает, закинув ногу на ногу, бронзовый Сергей Прокофьев в концертном фраке. Скульптура установлена перед детской музыкальной школой, получившей имя композитора.
Источник: Правительство Москвы