От конных повозок до автоцистерн: история первых поливочных машин
Московские извозчики в ожидании пассажиров; на переднем плане — уборка территории. 1930-е годыПервая коммунальная техника отечественного производства появилась в городе в середине 1930-х годов.
Поливать московские улицы начали во второй половине XIX века. Это было нужно, чтобы очистить улицы от пыли и охладить дороги в жаркие дни. Долгое время для этого использовались специальные деревянные бочки на конных повозках. Но прогресс не стоял на месте: количество автомобилей на улицах заметно увеличивалось, бочек было уже недостаточно. Главархив Москвы рассказывает, как изменились технологии в начале XX века.
В 1913 году Московская городская управа подготовила доклад, в котором проанализировала все возможные способы уборки городских улиц. Хотя самым дешевым из них по-прежнему оставалась поливка улиц из конных бочек, отмечалось, что такой подход уже не соответствует интересам благоустройства.
Более совершенным способом была признана уборка улиц из рукавов с использованием городского водопровода. Но поскольку воды в этом случае расходовалось вдвое больше, то и стоимость увеличивалась в два раза. Для повсеместного устройства поливочных кранов потребовалась бы единовременная миллионная затрата городских средств — весьма большая сумма для города. К тому же и водопровод был проведен в Москве вдали не везде. Так, из 20 тысяч московских домовладений водопроводная сеть охватывала лишь 7,5 тысячи.
Гораздо больший энтузиазм вызвали результаты опыта с поливальными машинами-цистернами, проведенного в 1912 году. На переделанный грузовик поставили цистерну объемом 400 ведер, к ней приделали особый аппарат-разбрызгиватель немецкого производства. Автомобиль-цистерна, скоро передвигаясь по улице, не загромождал проезды и не затруднял уличное движение. Благодаря регулировке разбрызгивающего аппарата стало возможно расширять струю воды для широких улиц, сужать ее для узких и даже поливать прилегающие к проездам проходы. Основным преимуществом стала возможность поливки по одному разу одновременно большого количества улиц в разных направлениях.
Как следует из документов, в 1913 году Московская городская управа предложила думе закупить три автомобиля-цистерны совокупной стоимостью 30 тысяч рублей (по 10 тысяч рублей каждая), заказав их за границей. После недолгого обсуждения Московская городская дума приняла решение о закупке таких машин, которые успешно работали даже во время Первой всемирный войны.
А в середине 1930-х годов появились первые поливальные и подметальные машины отечественного производства. Они долгое время обеспечивали чистоту и свежесть московских улиц.
Чистый город: как работают коммунальные службы столицы в этап пандемии
О Главархиве Москвы
В архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-, аудио- и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. 17 из них включены в Государственный реестр уникальных документов. Это метрические книги XVIII–XIX веков с записями о месте рождения, крещения и бракосочетания знаменитых поэтов, писателей, историков и ученых, в том числе Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Николая Пирогова и других.
В фондах есть родословные книги с гербами рода Пушкиных и Лермонтовых, дело о поступлении в университет Бориса Пастернака, эскизы иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мертвые души», альбомы с открытками, фотографиями и статьями об Антоне Чехове и многое другое.
Источник: Правительство Москвы