Сергей Собянин: «Московская электронная школа» уже стала неотъемлемой частью учебного процесса
М. Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыВ этом учебном году в «Московской электронной школе» появились новые сервисы, которые сделают ее еще удобнее для пользователей. Среди них конструктор уроков, тематический каркас и многое другое.
В Интернациональный день учителя Сергей Собянин вручил награды столичным педагогам и обсудил с ними новые сервисы «Московской электронной школы» («МЭШ»). По словам Мэра Москвы, День учителя — это настоящий общенародный праздник, он касается не только педагогов, но и миллиона московских школьников, их родителей бабушек и дедушек.
«Должен произнести, что звание московского учителя звучит гордо. С полной ответственностью скажу, что учителя Москвы — самые лучшие в России и одни из самых лучших в мире. Вы отдаете свое сердце, свое умение детям, которые приходят к вам, вверяют свою судьбу в ваши руки. Родители доверяют вам самое ценное», — сказал Сергей Собянин.
О высоком профессионализме московских учителей говорят результаты их учеников. Несмотря на пандемию и обучение в дистанционном режиме, качество образования осталось высоким. «Степень Единого госэкзамена был не ниже, чем в предыдущем году. Огромная на вас нагрузка легла, огромный стресс был и у вас, и у учащихся, но вы достойно все это выдержали и обеспечили качественные знания московских школьников и, соответственно, достойное начало их будущей взрослой жизни», — добавил Сергей Собянин. Он поблагодарил педагогов от себя лично и от лица всех жителей столицы.
Выступая с ответным словом, директор ГБОУ города Москвы «Школа в Капотне» Валерий Тихонов, отметил, что технологии, которые сегодня используют в столичном образовании, дают педагогам новые возможности: «Я имею в виду “Московскую электронную школу”. Я думаю, что это великая возможность для учителей творить и, самое главное, обучать наших детей. Благодаря вам и нашему Правительству сегодня в Москве есть проект “Московская электронная школа” и масса других проектов — например, предпрофессионального образования. Потому и результаты наших обучающихся и наших педагогов заслуживают внимания».
По итогам прошлого учебного года «МЭШ» вошла в число наиболее востребованных школами России цифровых платформ для дистанционного обучения по всем предметам для учеников с первого по 11-й класс.
По словам Сергея Собянина, «МЭШ» приобретает большую актуальность не всего-навсего благодаря развитию новых технологий и возможностей, но и в связи с пандемией.
«“Московская электронная школа” дала нам колоссальные возможности миновать этот трудный путь — это и домашние задания, и формирование уроков, и дистанционное обучение и так дальше. У московской образовательной платформы огромные возможности, но при этом, разумеется, мы понимаем, сколько у нас еще бесконечных резервов для совершенствования “Московской электронной школы”. За последние годы стало понятно, что она является уже неотъемлемой частью учебного процесса, подготовки к учебе, контроля за качеством обучения», — сказал Мэр Москвы. Он добавил, что необходимо извлечь уроки из последних месяцев работы и активно двигаться далее.
Во время пандемии, когда школы перешли на дистанционное обучение, количество ежедневных обращений пользователей к платформе «МЭШ» выросло в 2,5 раза по сравнению с началом прошлого учебного года. Итого за этот период зафиксировано более 260 миллионов обращений к ее ресурсам.
Учителя дополнительно создали свыше пяти тысяч новых сценариев уроков и учебных пособий — благодаря этому выросло количество материалов, которые могут использовать педагоги при проведении занятий.
«Весьма важно, чтобы сама “Московская электронная школа” становилась все более и более удобной для учителя, не нагружала, а, наоборот, освобождала его от работы, показывала огромное количество тематических учебных планов, рекомендаций, пособий, информации, чтобы можно было действительно гарантировать индивидуальный подход к каждому ученику», — добавил Сергей Собянин.
По его мнению, технологии не заменят живого общения с учителем, но они помогут достигнуть еще больших вершин в обучении и вычесть высокую планку качества московского образования. «Мы не находимся в замкнутом пространстве, мы находимся в конкурентной среде, и нам нужно всегда двигаться вперед, чтобы быть на соответствующем уровне. И на уровне российского и мирового образования», — сказал Мэр Москвы.
Новые возможности проекта
В этом учебном году в «Московской электронной школе» появились новые сервисы, которые сделают ее еще удобнее для пользователей. В частности, это тематический каркас, интегрированный с библиотекой «МЭШ», конструктор уроков и электронных учебных пособий, сервис видео-конференц-связи, новый контент библиотеки «МЭШ», а также сервис «Цифровые домашние задания» с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор».
Тематический каркас объединяет ключевые темы по всем школьным предметам. Его основная задача заключается в интегрировании основных компонентов «Московской электронной школы», таких как тематическое планирование, контрольные работы, цифровое домашнее задание, а также материалы библиотеки.
«Год назад “Московская электронная школа” обогатилась материалами, их стало настолько много, что потребовалась определенная навигация в этом», — рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
По его словам, в связи с этим появилась идея связать все материалы единым содержательным тематическим каркасом. Для этого взяли стандарты по всем предметам и сгруппировали их по темам. Так, так, все то, что связано с квадратными уравнениями, объединено одной общей темой, которая так и называется — квадратные уравнения.
«За этим могут стоять разные дидактические единицы, поскольку квадратные уравнения можно решать абсолютно разными способами. И разные учителя в зависимости от погружения в тему выберут разные стратегии, и финальное решение будет зависеть от педагога. Но все материалы завязаны на вот такой единый блок тем, сейчас их около тысячи по всем предметам, и соответственно, существует порядка 30 тысяч разных дидактических единиц», — добавил ректор.
Учителю больше не нужно прописывать темы вручную, достаточно просто выбрать их из имеющегося списка. К каждому уроку автоматически предлагаются связанные с темами образовательные материалы и результаты из библиотеки «МЭШ». Материалы можно прикрепить к уроку или задать на дом, после чего они автоматически добавятся в электронный дневник ученика. Благодаря тематическому каркасу учебный процесс для учащихся и их родителей становится более удобным и понятным.
С 5 октября открыто публичное обсуждение развития тематического каркаса с целью включения в него других образовательных программ и проектов. Планируют, что оно пройдет в 4 этапа, начиная со школ и закачивая городской площадкой с участием Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.
«Московский городской педагогический университет был, скорее, потребителем ресурсов “Московской электронной школы”. Мы строили обучение студентов на ресурсах “МЭШ” — это позволяло подготовить будущих учителей к тому, чтобы сориентироваться в школе, в том, как все эти ресурсы использовать, и это стало инструментом для студенческих олимпиад, с помощью которого можно было продемонстрировать, как учитель работает с электронным ресурсом», — рассказал Игорь Реморенко.
По его словам, сервисы «МЭШ» сильно упростили рутинный труд учителя, включающий среди прочего проверку тестовых заданий. «Также многие учителя естественно-научного цикла используют виртуальные лаборатории. Практически любую тему можно смоделировать, довольно электронной доски — и учащиеся непосредственно в процессе своей деятельности осваивают темы, ставят эксперименты. Это гораздо интереснее, нежели они прочитают это в учебнике», — добавил ректор Московского городского педагогического университета.
Говоря о будущих направлениях развития, он отметил, что перспективной будет разработка разноуровневых задний. Это позволит выстраивать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Речь идет о том, чтобы для ученика, который легко справляется с заданиями учителя, подбирались задания олимпиадного уровня, и, наоборот, если некто испытывает сложности, подбирать материалы, которые смогут компенсировать пробелы, пояснил Игорь Реморенко.
Обновленный конструктор уроков и электронных учебных пособий — 1 из ключевых инструментов, используемых в современном образовательном процессе. Без него невозможно представить создание цифровых сценариев уроков. В обновленном варианте конструктор получил ряд новых функций, позволяющих более продуктивно и комфортно для пользователей основывать учебный контент, открывая широкие возможности для творчества и решения учебных задач.
Прежде итого изменения коснулись верстки материалов для сценария урока. Ключевые из них:
— возможность свободной верстки материалов. Сейчас любой элемент урока или учебного пособия можно расположить на слайде в произвольном порядке;
— функция «Структурная сетка», размер которой можно настраивать. Она служит удобным помощником, который всегда подскажет, как лучше расположить элементы;
— режим прилипания, который позволяет точно выровнять объекты относительно друг друга: по вертикали и горизонтали или сделать одинаковые отступы (по шагу сетки) между объектами;
— функция «Упразднение действия», благодаря которой пользователи могут восстановить содержание слайда, если оно было невзначай удалено;
— возможность настроить пользовательский фон слайда. Теперь можно не только лишь выбрать цвет фона, но и выполнить все материалы в единой цветовой гамме, а также добавлять изображения и использовать их в качестве фона;
— возможность загружать обложки для видео и видеоуроков.
Новой удобной функцией для проведения уроков стала кнопка «Скорый просмотр». Учитель может запустить демонстрацию урока в режиме полного экрана непосредственно с карточки урока.
Конструктор изменился и визуально — его отличают современный дизайн и эргономичность. Кроме того, появилась удобная и понятная панель инструментов.
В новом учебном году появилась возможность при необходимости посещать занятия в формате видеоконференций.
Родителям и школьникам больше не нужно искать в чатах или в электронной почте ссылки на сторонние ресурсы для проведения онлайн-уроков. Сейчас на дистанционный урок можно попасть из расписания.
«То есть ученикам не нужно разыскивать бесконечное количество ссылок, разбираться, к какому уроку они должны подключиться, куда им учитель эту ссылку прикрепил. Они попросту заходят в свое расписание в электронном дневнике. В три клика подключаются к уроку, видят учителя и проходят необходимый материал. Данный сервис решает проблему часто болеющих детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-спортсменов, которые долгое время могут фигурировать на сборах. И им нужен только интернет и все. Они могут спокойно подключиться к уроку и не отставать по программе», — рассказал учитель немецкого языка школы № 1955 Михаил Антонов.
Учитель информатики школы № 1811 «Восточное Измайлово» Владимир Кондаков рассказал о том, что пользователи платформы в последнее время активно интересуются видеоуроками.
«Их уже загружено в библиотеку “МЭШ” порядка пяти тысяч. Также есть видеоматериалы — их около 100 тысяч, которые тоже можно использовать на уроке или прикрепить к домашнему заданию для самостоятельного освоения учащимся. Также хотелось бы поблагодарить разработчиков за цифровые домашние задания», — отметил педагог.
Видеоролики могут значительно разнообразить процесс обучения и на уроках литературы. Об этом рассказала Элина Стрейкмане, учитель ГБОУ «Цифровая школа». Она использует в своей работе видеообъяснения с инфографикой. «Ребята могут просматривать эти материалы в любое время в любом месте с любых устройств. Учителю это помогает формировать и реализовывать индивидуальный подход к ученику, а школьникам избрать объем и темпы изучения предмета. Кроме того, педагоги сегодня могут не лишь использовать авторские материалы, которые находятся в “МЭШ”, но и разрабатывать собственные», — объяснила педагог.
Ольга Кузнецова, учитель русского языка и литературы школы «Глория», предложила проводить метапредметные уроки, объединяющие, так, математику и английский язык. По ее мнению, также можно больше использовать возможности современных мессенджеров для организации видеовстреч с носителями иностранных языков. «Во время этих уроков мы видим итог, поскольку дети не понаслышке понимают, для чего им учить английский язык, для чего им развиваться в математическом направлении, в историческом, поскольку это может быть задание истории с английским», — добавила она.
Всего в обсуждениях перспектив развития «МЭШ» в разное время принимали участие порядка пяти тысяч учителей, рассказал Игорь Реморенко. По его словам, благодаря проекту сейчас они могут видеть, что действительно интересно и нужно ученикам разного возраста, и насыщать этой информацией образовательные программы. Кроме того, педагогам стало проще разобраться, в каких областях информации недостаточно, чтобы воодушевить детей на дальнейшее участие в науке.
Для обмена наработками учителя стали активно кооперироваться — в «МЭШ» появляются неформальные лидеры, которые наиболее интересны другим пользователям. Педагогический вуз уже взял на работу 8 таких педагогов, которые теперь учат студентов.
«Фактически произошла абсолютно революционная предмет. Раньше учителя писали планы уроков и видел их только этот учитель или инспектор, который пришел на урок для проверки. Была такая терра инкогнита. Никто не знал, у кого какие планы уроков, весьма редко педагоги могли делиться этим. Сейчас же можно увидеть кооперации в “Московской электронной школе”», — добавил Игорь Реморенко.
Новый контент библиотеки «МЭШ». Сейчас в библиотеке доступны видеоуроки. Это новый формат, открывающий дополнительные возможности для демонстрации и объяснения материала на уроке, а также повторения и закрепления знаний дома.
Также библиотеку пополнили двумя виртуальными лабораториями — «Оптика» и «Механика». Не выходя из дома или класса, можно узнать о принципах работы оптических и механических устройств, о том, какие законы физики лежат в основе привычных явлений — света, силы тяжести, падения, торможения, работы маятника и многих других. Большой выбор оборудования в лабораториях позволяет не ограничиваться конкретным набором опытов — пользователи могут самостоятельно настроить оборудование и проводить собственные эксперименты.
Цифровые домашние задания с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор». Сервис запустили весной этого года в этап дистанционного обучения, он быстро завоевал популярность.
Для учеников цифровые домашние задания отражаются в соответствующем разделе электронного дневника. Школьники и родители легко могут увидеть предмет, дату проверки, прикрепленные материалы, а также статус выполнения тестов и тестовых заданий: «Не приступал», «Выполнил» и «Проверено».
Также в разделе «Домашние задания» ребята могут не только лишь изучить и выполнить прикрепленные задания, но и ознакомиться с результатами прохождения тестов по каждой попытке. Сейчас число попыток не ограничено. Для просмотра нужно нажать на «Результаты». А чтобы результаты выполненного теста отобразились в электронном журнале, школьник должен выполнять работу непременно под своей учетной записью.
При создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему материалы из сервиса «Яндекс.Репетитор», а также настраивать параметры домашнего задания: устанавливать рекомендуемое время выполнения и указывать список учеников, которым оно предназначено. Дата проверки устанавливается автоматически, в соответствии со следующим уроком по расписанию, также учитель может изменить ее по своему усмотрению.
Более удобным стал интерфейс «Домашних заданий», востребованность которых растет и в новом учебном году.
Генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина рассказала, что в этом году планируется начало интеграции «Яндекс.Учебника» и «МЭШ». Кроме того, компания интегрировала в дневник «МЭШ» собственный голосовой помощник. «Алиса может рассказать о расписании, оценках, о домашнем задании. То есть можно предложить ей этот навык, авторизоваться, и после она будет все это рассказывать», — добавила гендиректор «Яндекса».
49 тысяч сценариев уроков
«МЭШ» — это цифровая образовательная перрон с широким набором сервисов для учителей, учеников, родителей и управленческих команд школ.
Технологическую инфраструктуру проекта составляют 49 350 точек высокоскоростного доступа Wi-Fi и 21 870 интерактивных панелей, которыми оборудованы 1496 школьных строений. Благодаря платформе свыше 44 тысяч московских учителей обеспечены персональными ноутбуками.
Ключевая составляющая «МЭШ» — библиотека электронных образовательных материалов. В настоящее время в ней собраны 49 тысяч сценариев уроков, 1,5 тысячи электронных учебников, 124 тысячи интерактивных образовательных приложений, 348 учебников издательств, 55 тысяч тестов, 245 книг художественной литературы, 4,7 тысячи видеоуроков и 7 виртуальных лабораторий.
По словам Сергея Собянина, «Московская электронная школа» впервые дала учителям реальную возможность индивидуального подхода к учащемуся. «Это важнейшее направление “Московской электронной школы” — когда можно дать более адаптивный материал для учащегося, понять, чем ему можно поддержать в освоении тех или иных тем и получении знаний, установить его уровень и нагружать его заданиями в соответствии с ним», — сказал Мэр Москвы.
Он подчеркнул, что пользователям и разработчикам проекта важно оставаться в диалоге, — так он будет улучшаться гораздо быстрее и эффективнее.
«“Московская электронная школа” с самого начала задумывалась как народная школа, которая создается самими учащимися и учителями. И важно эту традицию продолжать», — добавил Сергей Собянин.
Про 1 Сентября и не всего-навсего, или Чему учат в школе нового поколения
Самый большой учительский корпус в России
В системе московского образования работают почти 100 тысяч педагогов, которые непосредственно участвую в учебно-воспитательном процессе. Среди них учителя, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения и педагоги дополнительного образования.
Количество учителей — около 55 тысяч человек. Это самый большой учительский корпус в России.
Средний их возраст — 44 года. Число учителей в возрасте до 35 лет составляет 24 процента, от 35 до 45 лет — 20 процентов, от 45 до 55 лет — 31 процент, от 55 до 65 лет — 21 процент и старше 65 лет — 4 процента.
Средняя заработная плата московских учителей в 2019 году — 117,1 тысячи рублей, в январе — августе 2020 года она составила 117,4 тысячи рублей.
Педагогам выплачивают стимулирующие ежемесячные городские надбавки к заработной плате:
— за классное руководство — 12,5 тысячи рублей;
— за активное участие в развитии проекта «Московской электронной школы» — 10 тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с поручением Президента России с 1 сентября 2020 года педагогам выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере пяти тысяч рублей.
Каждый учитель, получивший определенное количество обращений к своему размещенному в «МЭШ» материалу, может претендовать на получение гранта Правительства Москвы в размере от 50 до 300 тысяч рублей. С ноября 2017 года 1566 учителей из 457 школ получили 3012 таких грантов.
Город обеспечивает учителей компьютерами и иной необходимой техникой для современного и качественного образовательного процесса.
Большое внимание уделяют профессиональному росту педагогов.
Дополнительное профессиональное образование педагогических работников Москвы поддерживает информационная система — портал ДПО (региональный реестр дополнительных профессиональных программ, dpomos.ru).
На портале представлено более 100 организаций высшего и дополнительного профессионального образования. Тут есть программы для разных категорий специалистов, в том числе для педагогов, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов.
Для московских учителей регулярно проводят семинары и мастер-классы. В 2019/2020 учебном году Городской методический центр провел более тысячи мероприятий, в числе которых 126 программ дополнительного профессионального образования, из них 103 — дистанционные.
Ежегодно столичные учителя участвуют в таких профессиональных соревнованиях, как метапредметная олимпиада «Московский учитель», городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы», олимпиада «Учитель школы большого города», конкурсы «Самый классный классный», «Современный московский учитель» и «Педагогический старт в будущее».
Главный профессиональный конкурс «Учитель года Москвы» проходит с 1990 года. Московские учителя 5 раз становились абсолютными победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» и практически ежегодно являются его лауреатами или призерами.
В этом году юбилейный, 30-й конкурс «Учитель года Москвы» впервые прошел в командном формате. Победила команда педагогов школы № 1571. Призерами стали команды школ № 1002 и 1210, а финалистами — школы № 167, 354, 627, 1363, 2103 и 1222.
Оргкомитет московского конкурса определит, кто из команды победителей будет представлять столицу на федеральном этапе конкурса.
«Нашей главной задачей является качественное образование»: Сергей Собянин наградил лучших московских учителей
Источник: Правительство Москвы