Проходка северо-восточного участка большого кольца метрополитен завершена на 100 процентов
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыСтанцию строят на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал. Рядом с ее выходами будет разбит новый парк.
В Москве продолжается стройка станции метро Большой кольцевой линии (БКЛ) «Сокольники». Она входит в состав северо-восточного участка БКЛ и станет пересадочной с одноименной станцией Сокольнической линии. Сейчас завершается установка ограждений котлована, идет разработка грунта и устройство основных конструкций станции. Станцию осмотрел Сергей Собянин.
«Станция “Сокольники” — одна из самых сложных, потому что проходка возле действующего тоннеля прошла буквально в шести метрах от сложных геологических пластов. Тем не менее и эта часть тоже пройдена. Напомню, что в Сокольниках у нас еще есть обязательства помимо строительства станции: нужно восстановить сквер, который ведет до парка “Сокольники”. Поэтому прошу этого не забывать. Задание это есть, в проекте это есть. Нужно будет в следующем году приступить к строительным работам», — сказал Сергей Собянин во время осмотра будущей станции.
Мэр Москвы напомнил, что первый этап северо-восточного участка Большой кольцевой линии («Нижегородская» — «Лефортово») уже сдан, участок от «Лефортова» до «Электрозаводской» будет готов до конца года, а на самом сложном участке («Электрозаводская» — «Савеловская») завершена проходка, идет стройка станций. Третий участок должен быть готов в 2022 году.
«Северо-восточный участок Большой кольцевой линии — 1 из самых сложных в проходке и реализации, тем не менее сегодня проходка на этом участке завершена на сто процентов. Это большое историческое событие, которое позволяет трудиться дальше уже по станциям метро на этом участке», — отметил Мэр Москвы.
Северо-восточный участок Большой кольцевой линии от станции «Нижегородская» до станции «Савеловская» начали строить в 2015 году. На 14-километровом отрезке будет 7 станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща», а также соединительная ветка в депо «Нижегородское» (1,9 километра).
Сегодня участок от «Авиамоторной» до «Савеловской» готов на 78 процентов (учитывая, что участок «Нижегородская» — «Авиамоторная» построен в составе Некрасовской линии). Уже целиком пройдены перегонные тоннели. Строятся четыре станции.
Открытие северо-восточного участка БКЛ от «Нижегородской» до «Савеловской» позволит:
— улучшить транспортное сервис жителей районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Косино-Ухтомский и Некрасовка (народ более 750 тысяч человек) и тех, кто там работает;
— снизить нагрузку на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской линий метрополитен;
— улучшить транспортную доступность Савеловского и Рижского вокзалов;
— сократить интенсивность движения транспорта по соседним улицам примерно на 10–15 процентов, а это улучшит экологическую ситуацию в перечисленных районах;
— гарантировать полноценную интеграцию Некрасовской линии в сеть Московского метрополитена.
Новая станция «Сокольники»
Будущая станция «Сокольники» (рабочее наименование «Стромынка») расположена у главного входа в одноименный парк — на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал. Это станция колонного типа, мелкого заложения.
«Сегодня тут почти на 80 процентов готовы монолитные конструкции. Основная задача, как вы говорили, весной следующего года приступить к работам по благоустройству, разбить сквер. Стройка всего остального, в том числе перегонных тоннелей, закончено», — рассказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
В оформлении станции будут превалировать белые и серые тона. Потолки в кассовом зале и на платформе выполнят из алюминия. Для пола выбрали светло-серый (шимановский) и темно-серый (габбро) гранит. Колонны на платформе облицуют белым мрамором.
Новая станция будет иметь два вестибюля, минуя которые пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии или выйти к Песочному переулку, парку «Сокольники» и на Русаковскую улицу.
Строят станцию на глубине около 30 метров. Работы идут в плотной городской застройке с большим количеством подземных инженерных сетей. Перегонные тоннели в сторону «Электрозаводской» прокладывали в сложных гидрогеологических условиях. Кроме того, метростроители проложили тоннели под Ярославским направлением Московской железной дороги (МЖД). Сегодня они готовятся соединить старую и новую станции. Переходов между ними будет два: в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.
Когда станцию достроят, территорию вокруг благоустроят. Рядом с выходами из метрополитен на исторической аллее, ведущей от улицы Русаковской к главному входу в парк культуры и отдыха, будет создан новый парк. Таким образом, «Сокольники» станут второй после «ЦСКА» станцией Большой кольцевой линии, выходы из которой будут расположены в парке.
«Мы планируем восстановить тут историческую аллею из лип. По этому проекту проходило голосование в “Активном гражданине” — в нем участвовали 177 тысяч москвичей, и почти 99 тысяч проголосовали за него. Кроме того, будут благоустроены все прилегающие улицы силами Департамента капитального ремонта и все дворы, прилегающие к этому объекту», — рассказал префект Восточного административного округа Николай Алешин.
Особенностью нового сквера станут липы и фонари. В оформлении планируют использовать красные тона. Николай Алешин добавил, что основные работы завершатся в 2021 году, а после они пройдут в более отдаленных частях района. Их закончат в 2022–2023 годах.
Большая кольцевая линия
Стройка Большой кольцевой линии — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров, на которых разместятся 31 станция и три электродепо (включительно существующий участок «Каховская» — «Каширская»). Таким образом, БКЛ может сделаться самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона — вторую кольцевую линию пекинского метрополитен (57 километров).
Большая кольцевая линия соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метрополитен.
При строительстве БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метрополитен: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская»; Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов»; перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».
Со станций Большой кольцевой линии можно будет сделать 23 пересадки на другие ветки метрополитен, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть пересадок на Московские центральные диаметры Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск, 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ новой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Идеи строительства БКЛ возникали с 1985 года. Однако из-за недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение приступить работы принял Сергей Собянин.
Строительство линии разделили на участки.
- Северо-Западный участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская».
Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018 года).
- Северо-Восточный участок от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская».
Этапы: «Нижегородская» — «Лефортово» (открыт для пассажиров 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская», «Электрозаводская» — «Савеловская».
- Западный участок от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская».
Этапы: «Хорошевская» — «Карамышевская», «Карамышевская» — «Кунцевская».
- Юго-Западный участок от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского».
Этапы: «Аминьевская» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевская».
- Южный участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (в том числе реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»).
- Восточный участок от станции «Каширская» до станции «Нижегородская».
В настоящее время завершена проходка 91 процента тоннелей БКЛ. Общая строительная готовность кольца составляет 69 процентов.
Стройка метро в цифрах
С 2011 года Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» ввело в эксплуатацию 302,7 километра линий, 147 станций, три дополнительных вестибюля Московского метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.
Люблинско-Дмитровская линия:
— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);
— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (6 станций);
— второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;
— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».
Калининско-Солнцевская линия:
— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);
— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (5 станций);
— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (7 станций).
Замоскворецкая линия:
— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);
— станция «Технопарк»;
— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).
Арбатско-Покровская линия:
— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).
Таганско-Краснопресненская линия:
— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);
— станция «Спартак».
Бутовская линия:
— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).
Сокольническая линия:
— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);
— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (4 станции).
Некрасовская линия:
— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (4 станции);
— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» (5 станций).
Большая кольцевая линия:
— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (6 станций);
— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» (одна станция).
Филевская линия:
— второй вестибюль станции «Международная».
Московское центральное кольцо — 31 станция.
Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2): 60 станций, из которых 20 — пересадочные на линии метрополитен, МЦК и МЦД.
Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».
С начала 2020 года введено в эксплуатацию 15,65 километра линий и 6 новых станций московского метро, в том числе второй участок Некрасовской линии от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» — 11,33 километра, 5 станций («Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная»); северо-восточный участок БКЛ от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» — 2,99 километра, одна станция («Лефортово»); тупики на участке Сокольнической линии от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» — 1,33 километра.
До конца года планируют построить еще 7,9 километра линий, три станции и одно электродепо, в том числе западный участок БКЛ от станции «Хорошевская» до станции «Карамышевская» — 5,5 километра, две станции («Карамышевская» и «Мневники»); северо-восточный участок БКЛ от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» — 1 километр, одна станция («Электрозаводская»); Калининско-Солнцевская линия, оборотные тупики за станцией «Деловой центр» — 1,4 километра; электродепо «Сокол» (реконструкция).
Итого в 2020 году планируется построить 23,55 километра линий, 9 новых станций и одно электродепо.
Источник: Правительство Москвы