Домашняя работа: как на дистанционке успешно подготовиться к олимпиаде
Из-за сложной эпидемиологической ситуации старшеклассники перешли на дистанционное обучение. Удаленно идет и подготовка к предметным олимпиадам. Финалисты Всероса рассказали, каково это — готовиться к соревнованиям дома.
Столичные старшеклассники и ученики средней школы пока продолжают дистанционное обучение. Это решение помогает в борьбе с распространением коронавируса. И результаты уже есть: среди старшеклассников не наблюдается роста заболеваемости COVID-19.
В дистанционном режиме идет и подготовка к предметным олимпиадам. Финалисты Всероссийской олимпиады школьников этого года и призеры прошлых лет рассказали mos.ru, как получать знания дома и готовиться к соревнованиям дистанционно.
К дистанционке готовы
Этой весной коронавирус успел повлиять на планы проведения предметных олимпиад. Большинство из них завершились до введения ограничительных мер в марте. Однако заключительный этап самой престижной, Всероссийской олимпиады школьников (Всерос), пришлось упразднить.
В этот раз те, кто должен был участвовать в финале Всероса в прошлом учебном году, попадают на заключительный этап автоматически. Сейчас же стартовали муниципальные этапы Всероссийской олимпиады школьников. Разумеется, дистанционно.
Кроме того, стартовали первые этапы других предметных олимпиад. Но они традиционно проходят в онлайн-формате.
Плюсы дистанционной подготовки
Артем Шишов заверяет, что трудностей в дистанционной подготовке для школьников нет. Ребята, которые участвуют в соревнованиях (многие не первый год), мотивированы и дорожат своим временем. Для них онлайн-подготовка — это возможность сэкономить время на дорогу до школы и потратить его на самостоятельные занятия, чтение книг, решение задач.
Михаил увлекается астрономией и физикой. В прошлом году он участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии. Дошел до заключительного этапа, но в дело вмешался коронавирус. Сейчас старшеклассник готовится к финалу Всероса.
По его словам, на дистанционке у него появилось больше времени на самостоятельную подготовку. Но и занятия с учителями проходят по плану. Михаил считает, что качество знаний, полученных на дистанционных занятиях, ничем не хуже, чем на очных уроках: «Свои коррективы порой вносит качество связи. Все остальное прекрасно».
Ученик школы Центра педагогического мастерства Камил Захаров считает, что главное в подготовке к олимпиадам — это самостоятельная работа. И дистанционный формат этому способствует.
Камил увлекается химией. В прошлом учебном году он участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников и дошел до заключительного этапа.
Про мотивацию и силу воли
При дистанционном формате подготовки необходима, прежде итого, мотивация, а также умение распределять свое время и учиться самостоятельно. Прямого контакта с учителем нет, и многое ложится на плечи самого ученика. Так считает Полина Косарецкая, ученица 11-го класса школы № 625.
В 2019-м девица стала призером Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку, а в прошлом учебном году решила сосредоточиться на истории и дошла до заключительного этапа Всероса по этому предмету.
Артем Шишов считает, что при дистанционной подготовке сложно организовать практические занятия, к примеру по химии, физике или физкультуре: «Тут возникают трудности с тем, что пока практические занятия провести невозможно, но сейчас действуют виртуальные лаборатории. В данной ситуации это поддержка для ребят».
Как правильно заниматься на дистанционном обучении
Артем Шишов советует учащимся рассчитывать свое время и активно пользоваться бесплатными ресурсами, так проектом «Московская электронная школа».
«Непременно нужно следить за своим здоровьем, отвлекаться от занятий, делать разминку для глаз, физические упражнения дома. Главное — получать удовольствие от решения интересных заданий и от того, что выбранный предмет становится все интереснее и ты узнаешь все больше вещей, необходимых для будущей специальности и для того, чтобы побеждать на олимпиадах», — добавляет он.
О том, что важно хорошо себя ощущать, говорит и Михаил Козырев. Тогда и учеба будет продуктивней. Школьник советует наблюдать за своим питанием, заниматься спортом и не забывать про хобби: «Я, так, играю на гитаре. И для меня раз в неделю полчаса поиграть вполне довольно, чтобы потом всю неделю хорошо работать. Это в моем случае. Некто, например, часто общается с друзьями, у кого-то есть домашние питомцы».
Михаил говорит, что и дистанционка, и очные занятия выматывают, но по-разному. На удаленной учебе нет той беготни, которая есть в школе, зато нужно подолгу сидеть за компьютером. Потому лучший отдых в этом случае — физическая активность.
Камил Захаров, чтобы не отвлекаться, представляет, что находится в классе, вслушивается в речь учителя и убирает со стола все лишнее, в том числе телефон. Тем же приемом пользуется и Полина Косарецкая: «Нужно проводить день в учебном формате — уроки есть уроки, а перемены есть перемены. Надо трудиться в том же темпе, что и в школе, и продолжать учиться».
Девушка также советует использовать таймер — на время закрыть все приложения и вкладки в браузере и сосредоточиться всего-навсего на подготовке. Еще один прием — это делить конспект на карточки и модули по темам. Но главное, считает Полина, по-настоящему интересоваться выбранным предметом.
«Эрудиция — это вовсе не заучивание каких-то блоков информации, которые могут быть на олимпиаде. Нет смысла заниматься всего лишь зубрежкой фактов, важно читать статьи, монографии, даже популярную литературу про дисциплину, которая тебе интересна. Таким образом, ты запоминаешь не всего лишь факты, но и воспринимаешь суть предмета. Нужно также задумываться о своем месте в изучаемой области, понять, что тебе увлекательно. Мне кажется, так проще не сбиться с пути и не опустить руки, потому что если тебя что-то действительно будоражит, то это тебя и мотивирует», — уверена девица.
Будущее образования
Сейчас подготовка к олимпиадам проходит в онлайн-режиме. Задействованы различные интернет-площадки, в том числе «Московская электронная школа», платформы Центра педагогического мастерства и Ассоциации победителей олимпиад Москвы.
Артем Шишов считает, что дистанционный формат в будущем сможет успешно интегрироваться в очное обучение.
«Так, ребенок может заранее просмотреть какую-то лекцию, а уже в очном формате посмотреть семинар по обсуждению этой темы. Или освоить какую-то тему, к примеру по химии, а уже в школе потратить время на опыты и лабораторные работы. Комбинирование очного и дистанционного обучения, я считаю, — это эффективный способ и обучения, и взаимодействия с преподавателем. У ребенка появляется возможность пересмотреть какой-нибудь курс, найти что-то новое, используя электронные ресурсы», — говорит глава Ассоциации победителей олимпиад Москвы.
«Учитель на замену»: как молодые педагоги приходят на поддержка школам в пандемиюМосковская электронная школа
Источник: Правительство Москвы