Растопить зиму: куда исчезает снег с московских улиц
Фото М. Денисова. Mos.ruКуда увозят снег с московских тротуаров и дорог? Можно ли сосчитать сугробы? Почему стали чище реки? Ответы на эти вопросы знают сотрудники снегосплавных пунктов Мосводоканала. Сейчас у них горячий сезон: синоптики обещают снежную зиму.
В Москве начались снегопады. С начала декабря уже выпало 11 сантиметров снега, и это не предел, по прогнозам синоптиков. Уборочные службы разгребают сугробы и свозят их в специальные пункты. Итого таких в городе 56, из них 35 находятся в ведении Мосводоканала. Mos.ru побывал на снегосплавном пункте на северо-востоке Москвы и увидел, как принимают, считают и топят снег.
Считают по снежинке
На территорию снегосплавного пункта СВАО — площадку среди гаражей и строек на Сельскохозяйственной улице — заходят грузовики, заполненные снегом. Слесаря в касках оценивающе рассматривают сугробы и машут рукой: проезжай!
«Мягкий снег: из-под “золотых ручек” поступил. Так мы на своем профессиональном сленге называем снегоуборочные ковши. Они хорошо разрыхляют сугробы, снег после проще размельчать. А когда дворники лопатами собирают, получается плотный, сбитый снег», — объясняет старший мастер службы эксплуатации снегосплавных пунктов Мосводоканала Игорь Данько.
В этом сезоне работникам пункта легче справляться с лавинами машин: у ворот установили неглупый лазерный сканер, больше не нужно определять объем снега на глаз. Аппарат сам считает кубометры и за секунды передает данные на монитор компьютера в операторскую. Там мастер фиксирует, сколько снежного сырья поступило, распечатывает квитанцию и выдает ее водителю для отчетности. Лазер поставили еще в прошлом году, но зима 2019-го оказалась бесснежной, и обкатать прибор, проверить его эффективность не удалось.
«Мы ведем учет переработки снега, поскольку далее он поступает на очистные сооружения Москвы. Например, с утра пришли 13 грузовиков, привезли по 20 кубометров каждый. А бывает, по 48 кубометров получаем с одной машины: приезжают гигантские двухэтажные самосвалы серии “Тонар”, в основном из аэропорта Шереметьево, когда случаются снежные заносы», — рассказывает Игорь Данько.
Снежный конвейер
После того как снег посчитан, грузовики сбрасывают его в дробилку, которая размельчает снежные массы. «Когда большие самосвалы опорожняют кузова, такой грохот стоит!» — смеется Игорь Данько. Дальше снежная кашица с московских улиц попадает через решетку в песколовку, где ее очищают от грязи, песка, мусора, реагентов. После этого она топится сточной водой, поступающей из канализационных труб. Температура такой воды не бывает ниже десяти градусов тепла. Затем талый снег проходит минуя два подземных фильтра, превращается в сточную воду и оказывается в магистральном канализационном коллекторе (трубе диаметром около трех с половиной метров), откуда идет к очистным сооружениям города.
«Получается круговорот снега в природе», — говорит Игорь Данько.
Рабочие Мосводоканала вспоминают: много лет назад, до того, как в Москве открылись снегосплавные пункты, снег сбрасывали в реки и загрязняли их бутылками, пакетами и прочим хламом. Сейчас столичные водоемы стали чище.
«Москва из-за особой климатической зоны — единственный мегаполис в мире, где так масштабно подошли к утилизации снега. К нам даже из Германии недавно приезжали позаимствовать эксперимент», — рассказывает старший мастер службы эксплуатации снегосплавных пунктов Мосводоканала.
Старушка не поскользнется
Сотрудники Мосводоканала признаются: когда нет снегопадов, им скучно. Мерзнут без дела. Да и на досуге не хватает снега. «В прошлом году так и не дождались нормальной зимы. Помню, повел детей с горки кататься, они съехали, так их сверху листвой накрыло… Неужели это зима?» — сокрушается Игорь Данько.
Зато в снежные времена снегосплавные пункты завалены работой. Так, раз снегопады длились до 26 апреля. Бывает, за сутки, в течение четырех смен, слесари принимают 300 машин — 7 тысяч кубометров снега. Самосвалы обслуживают три сотрудника за смену, забыв об обеде и отдыхе.
«Неслучайно ведь говорят: как снег на голову. Когда начинается метелица, пурга, мы просто должны быть наготове. На уборку сильных заносов отводится максимум три дня», — рассказывает Игорь Данько.
Работники пункта говорят, что года два назад за пару дней выпало около 60 сантиметров снега. Грузовики выстроились в бесконечную очередность, их кузова с сугробами возвышались над дорогой от Сельскохозяйственной улицы до Ботанической. Сейчас пока Москву не замело, но к Новому году ожидается 30–40 сантиметров осадков.
Игорь Данько рассказывает о своей работе с восторгом. Как-то он, выпускник Института инженеров водного транспорта и бывший капитан речного флота, устроился на Мосводоканал слесарем и не пожалел об этом. С годами дослужился до старшего мастера.
«Я спокоен, зная, что какая-нибудь старушка не поскользнется и не упадет, что автомобили не застрянут, что в реках будут плавать утки, а не мусор», — говорит он.
Куда жаловаться на неубранный снег и сосульки
Источник: Правительство Москвы