Итоги 2020-го и планы на 2021-й: как развивается столичная система образования
Фото Е. Самарина. Mos.ruПроцесс обучения не прерывался даже в пандемию. Школам удалось перейти на дистанционную работу итого за одну неделю.
Несмотря на вызовы 2020 года, качественный образовательный процесс не прерывался. Столичные школьники успешно сдали Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Кроме того, в прошлом году продолжилась реализация основных проектов повышения качества образования, таких как «Московская электронная школа» («МЭШ»), предпрофессиональное образование, проект «Школа старшеклассников» и другие.
Вопрос реализации госпрограммы Москвы «Столичное образование» в 2020 году и задачи на 2021 год рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвы, которое провел Сергей Собянин.
Столичное образование в цифрах
В 2020/2021 учебном году в столичной системе образования числятся более 1,5 миллиона детей. Это на 39 процентов больше, чем в 2010/2011 учебном году.
В дошкольные учреждения в 2020/2021 учебном году в Москве поступили около 435 тысяч детей. Это на 51 процент больше, чем в 2010/2011 учебном году (288 тысяч детей). Также в два раза больше стало детей в возрасте до трех лет в дошкольных группах.
Число школьников выросло на 37 процентов — с 749 тысяч до 1,029 миллиона детей. Абсолютное большинство родителей первоклассников — 95 процентов — выбирают для своих детей школу в районе проживания.
ЕГЭ и олимпиады
Результаты сдачи ЕГЭ по итогам 2019/2020 учебного года показали, что даже в пандемию качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников остаются на высоком уровне. Так, по итогам ЕГЭ в 2020 году 38,8 процента выпускников московских школ набрали 220 и более баллов по трем предметам (в 2019-м — 38,8 процента).
Из-за пандемии в 2019/2020 учебном году не проводился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Призерами стали участники регионального этапа, вышедшие в финал. Московские школьники получили 598 дипломов (учащиеся 10–11-х классов, в других классах дипломы не присуждались). В целом участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 1904 ученика (в 2019-м — 1717 школьников).
В 2020 году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали 17 наград — 10 золотых и 7 серебряных медалей. А с 16 по 22 декабря 2020 года прошла V Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира (олимпиада мегаполисов). Ее участниками стали 240 человек из 31 мегаполиса мира (28 стран). Олимпиада проводилась по четырем предметам: математике, информатике, физике и химии. По итогам команда Москвы заняла первое место, набрав 744,27 балла и обойдя в балльном зачете школьников из таких городов, как Ханой (654,82 балла), Бухарест (639,27 балла), Гонконг (586,35 балла), Краков (574,70 балла) и другие.
Безопасность в школах и дистанционное образование
В марте 2020 года за одну неделю московская система образования перешла на дистанционный режим обучения, который продлился до конца учебного года. Осенью 2020-го удаленно учились школьники 6–11-х классов и студенты колледжей. С 18 января 2021 года школы и колледжи вернулись к очному обучению.
Полноценное дистанционное образование в московских школах стало возможным благодаря нескольким факторам. Так, уже была техническая возможность для удаленного взаимодействия педагогов и школьников, в первую очередность благодаря платформе «Московская электронная школа». Учеников дистанционно сопровождали классные руководители. Нуждающихся школьников обеспечили ноутбуками и планшетами. Их получили более 18 тысяч детей. Также были организованы дежурные группы численностью не более 12 человек для младшеклассников, которых не с кем было оставить дома.
Более трех миллионов онлайн-уроков провели учителя за месяц дистанционного обучения Московские школьники стали быстрее участвовать в олимпиадах
Для очного обучения приняли дополнительные меры безопасности. Так, занятия проводятся для каждого класса в одном кабинете, чтобы минимизировать передвижение по школе и не пересекаться с другими параллелями. На входе в школу у ребят измеряют температуру. Также развели потоки учеников по параллелям при входе в школу и походе в столовую, установили дозаторы с антисептиками для обработки рук и проводят регулярную уборку с моющими и дезинфицирующими средствами. В кабинетах установили бактерицидные лампы закрытого типа для обеззараживания воздуха, которые абсолютно безопасны для детей, а для персонала ввели масочный режим (и обеспечили средствами индивидуальной защиты). Маски и перчатки по желанию могут получить школьники.
При выявлении случая COVID-19 класс переводился на карантин. Разведение потоков в школе давало возможность не изолировать всю школу.
«Московская электронная школа» и другие электронные ресурсы
Для дистанционного обучения использовали масса электронных образовательных ресурсов, таких как Московский образовательный телеканал, онлайн-школа Центра педагогического мастерства, сервис «Мои достижения», цифровая образовательная перрон московских колледжей, приложение «Дошкольники» и другие.
Однако основным ресурсом стала «Московская электронная школа». В библиотеке проекта сейчас размещено более 53 тысяч электронных сценариев уроков, 1,7 тысячи электронных учебных пособий, 348 учебников издательств, 245 произведений художественной литературы, 10 уникальных виртуальных лабораторий, более 470 тысяч единиц атомарного контента, 65 тысяч тестовых заданий и более 136 тысяч интерактивных образовательных приложений.
Цифровые кураторы, центр управления и новые функции: как будет развиваться «Московская электронная школа» Самодиагностика и видеоуроки: как «МЭШ» помогает школьникам в этап дистанционного обучения
Во время пандемии COVID-19 «МЭШ» (наряду с образовательными платформами «Российская электронная школа», «Учи.ру» и онлайн-школой «Фоксфорд») вошла в число наиболее востребованных российскими школами цифровых ресурсов и сервисов, обеспечивающих дистанционное и электронное обучение по всем предметам с первого по 11-й класс.
С учетом опыта дистанционного образования в столице разработали новые сервисы для «Московской электронной школы», которые делают ее еще удобнее для пользователей. Так, появилась возможность организации видеоконференций для проведения онлайн-уроков. При этом подключиться к онлайн-занятию можно из электронного журнала, учителям не нужно основывать вебинарные комнаты и отправлять ссылки на онлайн-уроки ученикам. Среди других преимуществ — работа на одной платформе и автоматические уведомления, которые ученик получает в своем расписании. Оттуда же можно перейти в виртуальный класс. Кроме того, сервис обеспечивает безопасность детей. На задание не могут зайти незарегистрированные пользователи.
Также летом 2020 года в библиотеке «МЭШ» появилось более девяти тысяч видеоуроков длительностью до 12 минут от лучших педагогов Москвы. Это видеообъяснения основных тем школьной программы. Во время дистанционного обучения школьники воспользовались уроками более миллиона раз, чтобы изучить новую тему или повторить пройденный материал.
Также обновили сервис планирования для учителя. К каждому уроку в библиотеке «МЭШ» подбирается материал, связанный с конкретной темой. Из этого контента педагог выбирает необходимое для проведения занятия.
Еще запустили тематический каркас. Он объединил ключевые темы по всем школьным предметам, позволил вести тематическое планирование, связывающее между собой контрольные работы, видеообъяснения, цифровое домашнее задание и материалы библиотеки «МЭШ».
Как работали классные руководители
Организаторами и координаторами дистанционного образования школьников стали классные руководители. Педагоги разъясняли ученикам и их родителям вопросы по работе в «МЭШ», контролировали успеваемость, режим занятий и отдыха ребят.
Также учителя помогали в выборе программ дополнительного образования, чтобы малыши были заняты и после уроков. Еще организовывали классные часы в режиме онлайн и виртуальные экскурсии, участие в городских онлайн-конференциях, конкурсах и акциях.
Классные руководители проводили работу и с родителями. Педагоги говорили об эффективной организации образовательного процесса и помогали в психологической поддержке семей.
Забота о педагогах
В 2020 году принимали меры и для защиты здоровья педагогов. Так, на дистанционный режим работы перевели учителей старшего возраста, а также имеющих хронические заболевания. Педагогов, которые продолжили трудиться очно, обеспечивали средствами индивидуальной защиты. При этом в самих образовательных учреждениях строго выполнялись санитарно-эпидемиологические требования.
Московским учителям была предоставлена возможность миновать вакцинацию от коронавируса одними из первых (еще до начала масштабной вакцинации). Также педагоги могли одобрить участие в пострегистрационном исследовании вакцины.
Стали опытнее и терпеливее: как прошел 2020 год для московских учителей Педагог XXI века: интервью с победителями конкурса «Учителя года Москвы — 2020»
15 октября 2020 года в столице запустили сервис «Учитель на замену», который стал помощником для коллективов школ. С его помощью можно быстро найти замену для педагогов, которые находятся на больничном или ведут занятия дистанционно.
Сервисом воспользовались 138 школ и колледжей (итого поступило 970 заявок на замену учителя). В резерве находится 1592 анкеты педагогов.
Новый сервис позволил не прерывать полноценный учебный процесс, привлечь в школы наиболее мотивированных и успешных студентов педагогических вузов, а также гарантировать нагрузку педагогам дополнительного образования.
«Цифровой репетитор»
В феврале 2021 года в 80 московских школах был введен пилотный проект «Цифровой репетитор». Он создан для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и хотят улучшить свою успеваемость.
На первом этапе воспользоваться услугами цифровых репетиторов могут более 800 учащихся шестых — восьмых классов. Заявку на участие в проекте можно подать минуя личный кабинет школьника в электронном дневнике «МЭШ».
Дополнительные онлайн-занятия — два урока в неделю — проводятся безвозмездно по видео-конференц-связи «МЭШ». Занятия рассчитаны на мини-группы (от трех до пяти человек). Ребятам помогают подтянуть знания по русскому и английскому языкам, алгебре и геометрии, физике и химии. Можно избрать до двух предметов, уроки включаются в электронное расписание школьника.
Участниками проекта стали около 500 педагогов. Более 90 процентов из них — учителя московских школ и педагоги дополнительного образования, остальные — студенты педагогических вузов. Многие студенты ранее участвовали в проекте «Учитель на замену». Они вели занятия в школах вместо заболевших учителей или работали ассистентами педагогов, проводивших занятия из дома.
Для учителей — участников проекта были организованы курсы повышения квалификации по эффективному дистанционному обучению с использованием «МЭШ» и других городских образовательных ресурсов.
По мере расширения проекта планируется сформировать всегда пополняемую базу учителей. Школьным педагогам, чьи ученики показывают высокие образовательные результаты, будут направляться специальные приглашения.
В ближайших планах организовать дополнительные занятия по русскому и английскому языкам, алгебре, геометрии и обществознанию для учащихся 9–11-х классов, а также расширить перечень предметов для учеников шестых — восьмых классов с учетом мнения родителей.
Профильные классы и проект «Школа старшеклассников»
В московских школах ребята проходят предпрофессиональную подготовку, для учеников доступно несколько направлений. Среди образовательных проектов:
— «Инженерный класс в московской школе» — участвуют 117 школ, более девяти тысяч ребят, вузы, научно-исследовательские институты и высокотехнологичные предприятия (новые направления — «Атомный класс» и «Курчатовский класс»);
— «Медицинский класс в московской школе» — участвуют 75 школ, более пяти тысяч ребят, Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова и организации здравоохранения;
— «ИТ-класс в московской школе» — участвуют 67 школ, более трех тысяч ребят, вузы и ИТ-компании;
— «Кадетский класс в московской школе» — участвуют 249 школ, более 25 тысяч ребят, силовые ведомства и структуры;
— «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» — участвуют 28 школ, более двух тысяч ребят, научные организации и вузы (новое направление — «Предпринимательский класс»);
— «Московский предуниверсарий» — участвуют 16 вузов, более 6,3 тысячи ребят;
— «Новый педагогический класс в московской школе» — участвуют 24 школы, более 1,4 тысячи ребят, организации, работающие в сфере образования;
— «Медиакласс в московской школе» — новое направление предпрофессионального образования; участвуют более 20 школ, имеющих эксперимент развития собственных медиастудий, 13 вузов — лидеров в подготовке в области медиаиндустрии и массовых коммуникаций, а также крупные информационные агентства и ведущие СМИ. Полномасштабный старт проекта намечен на 1 сентября 2021 года, а с 1 января 2021 года идет подготовительный этап.
В 2019/2020 учебном году для участия в предпрофессиональном экзамене зарегистрировались 15 тысяч московских выпускников.
Также в столице начал работу проект «Школа старшеклассников». В старшей школе создается современная технологическая среда для проведения лабораторных, экспериментальных и исследовательских работ, характерных для профильного и предпрофессионального образования.
В перспективе реализация проектов предпрофессионального образования позволит всем ученикам старших классов Москвы осознанно избрать подходящую профессию. Это обеспечит качественно новый уровень подготовки ребят перед поступлением в колледжи и вузы.
Дополнительное образование
В 2020 году дополнительное образование школьников тоже перешло в дистанционный формат. К привычному режиму работы система вернулась 22 января 2021 года.
В целом количество детей, занимающихся в различных городских кружках и секциях, превысило миллион человек. Это 88,5 процента от общего числа детей в возрасте от пяти до 18 лет.
WorldSkills и «Абилимпикс»
В 2020 году в финале VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) сборная Москвы, как и в 2016–2019 годах, заняла первое место в общекомандном зачете. Ребята завоевали 183 награды — 123 золотые, 47 серебряных и 13 бронзовых медалей.
Первое место заняла сборная Москвы и по итогам VI Национального чемпионата профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс Россия». Команда завоевала 108 медалей (71 золотую, 22 серебряные и 15 бронзовых), 37 человек получили награду «Призер чемпионата». Лидерство в соревновании столичная команда удерживает с 2016 года.
Сергей Собянин: Сборная Москвы — победитель VIII Национального чемпионата WorldSkills Russia Сборная Москвы стала победителем VI Национального чемпионата «Абилимпикс»
Память и патриотизм
Гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти — неотъемлемая часть образовательного процесса. В школах Москвы создано более 1600 музеев, в том числе 811 военно-исторической тематики. Под патронатом школ и колледжей столицы находятся более тысячи воинских захоронений, памятников и обелисков, установленных в честь героев войн.
Более 25 тысяч ребят обучаются в кадетских классах. В движении «Юнармия» состоят свыше 21 тысячи московских школьников.
В олимпиаде «Москва — столица многонациональной России» приняли участие более 3,1 тысячи человек. Кроме того, реализуются проекты «Путь героя» (более тысячи учащихся из 48 школ, носящих имена героев) и «Мой район в годы войны» (более 36 тысяч участников).
Также в 2020 году проводили олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и «История и цивилизация храмов столицы» (свыше 165 тысяч участников), олимпиаду-сочинение «Не прервется связь поколений» (более 17 тысяч участников), мероприятия проектов «Субботы московского школьника» (свыше 270 тысяч участников), «Учебный день в музее» (более 60 тысяч участников), «Московское кино в школе» (свыше 20 тысяч участников), «Московский гид» (свыше 17 тысяч участников), чемпионат города Москвы по баскетболу среди московских школ «Победный мяч» (более 95 тысяч участников), мероприятия движения «Готов к труду и обороне» (свыше 580 тысяч участников), соревнования по шахматам «Белая ладья» и «Пешка и ферзь» (свыше 20 тысяч участников).
Новые здания и задачи на будущее
В 2011–2020 годах столичная система образования получила 111 строений школ на 65,7 тысячи мест и 302 здания для дошкольников на 51,3 тысячи мест.
В 2020-м открыты 14 школ и 27 детских садов. В каждом здании создана безбарьерная среда для маломобильных граждан.
Приоритетные задачи московской системы образования на 2021 год:
— развитие предпрофильного, профильного, предпрофессионального образования;
— продолжение реализации проекта «Школа старшеклассников» и формирование современной предпрофессиональной среды старшей школы;
— развитие «МЭШ» как интегратора лучших образовательных ресурсов, библиотеки образовательных материалов мирового уровня, инструмента настройки и развития персональной образовательной траектории, аналитической базы управления на основе обработки больших данных, востребованного и полезного помощника для учеников и родителей;
— развитие системы независимых диагностик, в том числе с учетом изменения формата проведения международных исследований качества образования;
— воспитание в учениках ответственного поведения в современном мире, уважительного отношения к отечественной истории и культуре;
— развитие механизмов совершенствования профессионального мастерства учащихся московских колледжей;
— повышение роли классного руководителя;
— дальнейшее повышение качества управления школами, в том числе на основе анализа больших данных, для достижения массовых высоких образовательных результатов;
— улучшение условий для профессионального развития учителей;
— стандартизация подходов к проектированию, оснащению, строительству, ремонту объектов образования с учетом мирового опыта;
— дальнейшая реализация направлений, предусмотренных национальным проектом «Образование».
Источник: Правительство Москвы