30-летний раскол Театра на Таганке завершился воссоединением
8 октября 2021, 17:4330-летний раскол Театра на Таганке завершился воссоединениемПоделитьсяВ конце 1980-х в театральном коллективе произошел раскол, и часть труппы организовала новый театр.
Театр «Содружество актеров Таганки» и Московский театр на Таганке опять объединились. Недавно артисты двух трупп выступили в одном спектакле, премьера которого состоялась 30 сентября — в день рождения основателя театра Юрия Любимова.
«За год моего руководства двумя театрами стало совсем понятно, что наступило время собирать камни. Это очевидно показал успех премьеры спектакля “Земляничная поляна”, когда актеры недосуг единой труппы вновь выходят на сцену вместе. Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом. Мы все наследники легендарного Театра на Таганке и должны совместно идти вперед, помогая и поддерживая друг друга», — рассказала Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке.
Она напомнила, что 40 лет назад у знаменитой Таганки появилась большая и по тем временам высокотехнологичная подмостки. Тогда никто не предполагал, что это событие повлияет на раскол театрального коллектива. «Сегодня уже нет главных участников тех бурных событий, потеряли резон и забылись их обиды, разногласия, амбиции, скандалы. А раскол остался, влияя из прошлого на судьбы современных артистов и режиссеров. За 6 лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра — это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится. Об этом мы не раз говорили с Николаем Николаевичем Губенко, делали шаги навстречу», — добавила Ирина Апексимова.
Московский театр драмы и комедии на Таганке был создан 23 апреля 1964 года. В его труппу вошли выпускники Театрального училища имени Бориса Щукина. Их дипломный постановка «Добрый человек из Сезуана» поставил Юрий Любимов, который и стал главным режиссером театра. С момента основания театр разрабатывал новый сценический язык. Юрий Любимов привел в труппу тогда молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знаменитых артистов. В 1970-е годы театр приобрел не всего только всесоюзную, но и мировую известность. Спектакли тех лет есть в репертуаре и по сей день.
В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за линию разграничения. Главным режиссером тогда стал Анатолий Эфрос. Через 5 лет Любимов вернулся к руководству, но в коллективе произошел раскол, и часть труппы организовала театр «Содружество актеров Таганки».
По словам заслуженной артистки России Татьяны Сидоренко, служащей в труппе с 1971 года, Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» — это де-факто одно здание, 1 комплекс, одни коммуникации. Однако 30 лет множество дверей и помещений было перекрыто. «Воссоединение Таганки закономерно и необходимо. Это большое счастье. Таганка задыхалась от нехватки гримерок, костюмерных, хранилищ декораций. Начинается новая жизнь. Это вдохновляет. Любимовские артисты как будто не расставались и совместно играют в премьерах и старых спектаклях», — отметила она.
Артист Юрий Смирнов также полностью поддержал идею об объединении театров. Общенародный артист России служит в труппе Театра на Таганке с 1963 года. «Ирине Викторовне, по сути, выпал жребий вернуть старый Театр на Таганке, объединив его снова. Так складывается ее миссия», — сказал он.
Ирина Апексимова является директором Театра на Таганке с 2015 года, а в 2020 году была назначена возглавлять еще и театром «Содружество актеров Таганки». Это решение позволило консолидировать управление двумя зданиями, которые ранее являлись одним целым, с общими коммуникациями.
«Ирина Апексимова доказала, что умеет справляться с самыми разными трудностями. Она уже весьма много сделала для Театра на Таганке — и с административной точки зрения, и с творческой. Думаю, ее энергии, дальновидности, тактичности хватит на руководство большим объединенным коллективом», — рассказал Евгений Писарев, художественный глава Театра имени А.С. Пушкина.
По словам ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого, Таганка всегда ассоциировалась с одним пространством.
«Таганка всегда ассоциировалась с одним пространством, как, впрочем, и МХАТ тоже. Не мне, мхатовцу, сообщать про разделение театров. Так сейчас сложилась ситуация, что Ирина Апексимова создает свое пространство, уважая память Юрия Петровича, пространство для молодежи. Я горжусь, что она является выпускником школы-студии. После ухода Николая Губенко мне кажется логичным это союз. Если это будет сделано тактично по отношению к актерам той Таганки, той труппы, то мне этот шаг кажется правильным. Исторически это, разумеется же, правильно. Мы недавно встречались с Ириной Апексимовой на открытии памятника ее учителю — Олегу Павловичу Табакову, разговаривали с ней. Разумеется, всегда найдутся недовольные этим решением. Но Таганка — это исторически одно пространство, и это решение мне кажется весьма правильным», — прокомментировал он.
Объединение двух театров поддержал и Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
«Исторически это был театр на Таганке. И нужно отдать дань истории, дань памяти великому режиссеру и реформатору театра Юрию Петровичу Любимову. При нем это был единый театр, и этот единый театр должен остаться в истории, должна быть одна Таганка. Мы должны почистить театральное поле от придуманных, искусственных историй, каким был театр “Содружество актеров Таганки”. Я всецело поддерживаю это союз. Я считаю, что есть в Москве один Театр на Таганке — это популярный мировой бренд. И давайте во имя святой памяти многих поколений, кто представители которых ходили в этот театр, во имя памяти Юрия Петровича Любимова сделаем то, что должны были сделать: объединим два театра, которые строились как одно целое — целое. Все инженерные системы, все системы жизнеобеспечения — все было единым целым. Давайте это вернем, чтобы у Москвы, у России был единый бренд — Театр на Таганке. Я уверен, что директор Ирина Апексимова как молодой и прогрессивный глава сможет вдохнуть жизнь в запыленное временем, жизнью здание театра “Содружество актеров Таганки”. Все лучшее, все ценное, все самое полезное, прежде итого человеческие кадры будут приняты в Театр на Таганке. А кто не будет принят, значит, такова судьба и жизнь, нужно смириться и ходить дальше. Я это решение полностью поддерживаю», — сказал он.
В последние годы в Театре на Таганке работает лаборатория «Репетиции» — проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссеров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (8)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. Иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три премии «Золотая маска» — первые в истории театра. А в 2018 году Максим Диденко — 1 из самых востребованных российских режиссеров — представил постановку «Беги, Алиса, беги» по мотивам стихов Владимира Высоцкого. Постановка получил премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Источник: Правительство Москвы