Шедевры деревянного зодчества. Изучаем музей под открытым небом в «Коломенском»
31 октября 2021, 11:02Шедевры деревянного зодчества. Изучаем музей под открытым небом в «Коломенском»ПоделитьсяКак 4 архитектурных памятника из разных уголков страны собрались на территории музея-заповедника и какие тайны они привезли с собой.
Чтобы прикоснуться к истории и увидеть подлинные памятники древнерусского деревянного зодчества, необязательно ехать в Карелию или на Кольский полуостров — довольно добраться до «Коломенского». Музей деревянного зодчества под открытым небом собрал тут уникальные постройки XVI–XVII веков. Вместе с сотрудниками музея рассматриваем их, вспоминаем историю и узнаём, как им возвращали первоначальный лицо.
Ворота в обитель
Проездная башня Николо-Корельского монастыря — 1 из первых памятников спасенного деревянного зодчества на территории «Коломенского». Ее перевезли сюда в 1933 году под руководством Петра Барановского, первого директора музея-заповедника, известного исследователя и архитектора-реставратора.
Башня датируется XVII веком, она была частью ограждения Николо-Корельского монастыря. Сам монастырь появился намного ранее, первое упоминание о нем относится к началу XV века. До строительства архангельского порта это был первый русский морской порт, куда заходили иностранные корабли.
Проездная башня, восьмигранное строение с характерным для старорусской архитектуры шатром, располагалась над восточными воротами.
Проездная башня — единственная сохранившаяся деревянная постройка Николо-Корельского монастыря. Ее обнаружили во время Беломорско-Онежской экспедиции в 1931 году. Советские ученые, архитекторы и реставраторы ездили по Русскому Северу в поисках уникальных архитектурных памятников. Приехав в Николо-Корельский монастырь, они поняли, что башню надо увозить и восстанавливать: постройки монастыря разрушались. Еще в 1920-е годы его закрыли, а позже построили на его территории большое судостроительное предприятие.
Транспортировка древнего деревянного памятника — задача непростая. Сначала его нужно разобрать на части, погрузить в машины и бережно транспортировать. Не менее сложно собрать сооружение на новом месте и отреставрировать. Барановскому и его команде это удалось.
Сибирский острог
Еще одна башня в музей под открытым небом приехала из Сибири. Как-то она принадлежала Братскому острогу, который появился на берегу Ангары в 1630-е годы, во время активного освоения Сибири. Продвигаясь на восток, казаки строили опорные пункты — остроги. Братский острог получил свое наименование от слова «браты» — так казаки именовали местных жителей, бурят. Отсюда и наименование появившегося впоследствии здесь города Братска.
Братский острог представлял собой квадрат из частокола и четырех башен. Длина каждой стороны — 64 метра. В каждой башне было два яруса, в нижнем — жили, с верхнего — вели бои.
«Со временем острог частично разрушился и растворился в городских постройках Братска. Это было весьма необычно: тянется городская улица, и вдруг — раз! — старинная деревянная башня! В 1950-е началось стройка Братской ГЭС, и остатки острога попали в зону затопления. Научная экспедиция спасла две башни — северо-западную и юго-западную. Юго-западную перевезли в музей “Ангарская деревня” в Иркутской области, а северо-западную — к нам в “Коломенское”. Также из этой экспедиции доставили отдельные архитектурные фрагменты изб старого Братска, они тоже весьма интересные», — рассказывает Ольга Воробьева.
Существует версия, сообразно которой именно в северо-западной башне Братского острога сидел в заточении протопоп Аввакум зимой 1656–1657 годов. Истина, есть нестыковки: в своем житии протопоп пишет, что башня не отапливалась, ему было холодно. А в этой башне печь открыто топили — внутри стены сильно закопчены. Возможно, печь попросту не разжигали во время заточения Аввакума, предполагает эксперт.
На страже промыслов
Следующий экспонат, Моховая башня Сумского острога, переносит нас в конец XVI века. Сумской острог построили в 1580-х годах в поморских владениях Соловецкого монастыря. Он был центром обороны Карельского Поморья в конце XVI — начале XVIII века. Крепость много раз отражала нападения крупных шведских отрядов, а в 1613 году выстояла при осаде войск Лжедмитрия II.
Сумской острог подчинялся Соловецкому монастырю. Туда по царскому распоряжению поставляли пушки, ядра, порох. Также тут находился гарнизон монастырских стрельцов, которые защищали земли и промыслы монастыря.
В отличие от башни Братского острога, Моховая, состоящая из трех ярусов, более масштабна. Первый ярус, где несли дежурство стрельцы, был бытовым, там хранились капканы, вилы для ловли рыбы и другие приспособления для промысла и оружие. По всей башне располагались бойницы, третий ярус занимал пушечный наряд.
«Стрельцы монастырского гарнизона часто жаловались: они получали меньше, чем московские стрельцы. Но нужно учитывать, что они часто харчевались за монастырским столом, получали корм для скота, занимались промыслами и имели собственные огороды», — говорит Александр Чигрин.
Моховая — единственная сохранившаяся деревянная боевая башня в европейской части России. В Коломенское ее перевезли в 1931 году по инициативе Петра Барановского. Специалисты выяснили, что она неоднократно перестраивалась и была частично разрушена. Первый директор «Коломенского» намеревался восстановить Моховую башню, но сделать это ему не удалось. Реставрационные работы прошли лишь в 2005–2008 годах. Кстати, именно эта башня вдохновила руководство «Коломенского» на создание музея деревянного зодчества. Выбирая место для ее установки после реставрации, решили собрать все деревянные памятники на одной территории в северно-восточной части музея-заповедника.
Сейчас в Моховой башне располагается выставка, посвященная истории острога в XVI–XVIII веках. На первом ярусе выставлены предметы, рассказывающие о быте стрельцов, на втором — военная история крепости, а на третьем можно узнать про систему обороны Русского Севера.
Деревянная жемчужина
Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца появилась на берегу архангельской реки Ёрги в конце XVII века. Ее построили на средства прихожан в центре Среднепогосткого прихода, в некотором отдалении от местных деревень. В XIX веке лицо церкви сильно изменился: внутри ее оштукатурили, снаружи обшили досками, бочку — крышу в виде полуцилиндра — покрыли железом.
В советское время церковь использовали как клуб, позже — как склад. И лишь в начале XXI столетия эта жемчужина древнерусской архитектуры получила новую жизнь. На нее обратил внимание художник Иван Глазунов. Он пригласил архитекторов-реставраторов и специалистов из «Коломенского», которые изучили строение и под обшивкой XIX века обнаружили бревна XVII столетия. Ценную постройку решили разобрать и перевезти в «Коломенское», продолжив дело Петра Барановского.
«Во время разбора церкви было сделано три важных открытия, — отмечает Ольга Воробьева. — Первое — это надпись об освящении храма, благодаря которой стало понятно, что он был построен в 1685 году. Второе, совсем потрясающее открытие — роспись снаружи “травами” (специфический орнамент из завитков разных цветов). Раньше никогда подобных росписей извне не находили. Кстати, наши реставраторы их восстановили. Третье открытие — завершение двухъярусных храмов поперечной бочкой. Это местная особенность деревянной церковной архитектуры. Также была обнаружена по следам на стене утраченная в XIX веке “висяxая” галерка».
Благодаря реставрации, которая прошла в 2009–2011 годах, церкви вернули лицо XVII века. Сейчас в ней расположена экспозиция, посвященная истории реставрации памятника. Она открыта для посещения в теплое время года.
Источник: Правительство Москвы