На выезд — две с половиной минуты: Главархив рассказал о зимней службе пожарных в дореволюционной Москве
20 января 2022, 11:02На выезд — две с половиной минуты: Главархив рассказал о зимней службе пожарных в дореволюционной МосквеПоделиться1) Пожарный автомашина. Фото Н. Щапова. 2 мая 1914 года. Главархив МосквыВ XIX веке борцы с огнем ложились спать в сапогах, чтобы быстрее собираться.
До 1917 года московские пожарные находились в ведении полицейских властей. Городской пожарной службой командовал брандмайор — он подчинялся обер-полицмейстеру. А в каждом округе или районе в полицейском доме располагалась пожарная команда под руководством брандмейстера. В Главархиве сохранилось немало документов, посвященных работе огнеборцев в то время.
Особенно высоко ценилась скорость. Так, на выезд с того момента, как был замечен пожар, команде отводилось в среднем две с половиной минуты. И даже во время ночного отдыха на дежурстве огнеборцы не снимали сапог — чтобы быстрее собраться на тушение.
Но заботились и о красоте. К примеру, для пожарных выездов нередко подбирались лошади только лишь определенной масти, и горожане узнавали, какая именно команда проезжает по улице.
Особенно опасной была работа пожарных зимой, когда увеличивался риск во время тушения упасть с большой высоты из-за обледенелого инвентаря и одежды. Потому в морозы экипировались по погоде. В Главархиве сохранились данные о стоимости зимних повозок со специальными полозьями и дровнями. В первую очередность беспокоились о скорости передвижения борцов с огнем. Кроме того, в зимнее время московские пожарные вооружались особыми бочками для воды — с утепленными стенками и встроенной топкой. Иначе в сильные морозы вода могла просто-напросто застыть, и тушение пожара останавливалось. И если топоры, багры и крючья использовались в любую погоду одни и те же, то трубы для перекачки воды были разными — для погоды в минус 10 и ниже применялись специальные, с печным подогревом.
Наиболее качественным пожарным инвентарем в XIX веке считался импортный, особенно английский. А поскольку для московских огнеборцев старались закупать самое передовое амуниция, то приходилось идти на расходы. Так, на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году были куплены две паровые пожарные трубы с невиданной для того времени мощностью — 60 ведер в минуту на высоту 150 футов (1 фут — 0,3048 метра). Стоимость труб составила 5084 рубля 98 копеек серебром, что равнялось практически годовому бюджету, выделенному на закупку инвентаря.
Со второй половины XIX века ориентировались на российскую промышленность. С 1890-х годов паровые трубы стал производить завод фирмы Густава Листа в Москве. Примерно в то же время начали устанавливать отечественные пожарные гидранты и первые противопожарные сигнализации.
Источник: Правительство Москвы