Российская креативная неделя: участники из Москвы — о развитии индустрии и новых проектах
16 июля 2022, 12:07Российская креативная неделя: участники из Москвы — о развитии индустрии и новых проектахФото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыБолее 100 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей Москвы работают в креативной сфере. По мнению экспертов, собственно они во многом формируют комфортную городскую среду, к которой уже привыкли жители мегаполисов.
Без креативного сектора сложно представить экономику современного мегаполиса. Такие проекты развивают город, а Москва, в свою очередность, помогает расти предпринимателям. Бизнесу в креативной сфере доступны субсидии, гранты, льготные кредиты и займы, но самое главное для отрасли — налаженные связи. Поиском новых контактов представители индустрии занимались и на недавно прошедшей Российской креативной неделе.
Что обсуждали на дискуссиях и круглых столах и зачем представителям креативной сферы разыскивать единомышленников во власти, рассказывают московские участники павильона Created in Moscow.
Креативная индустрия — новая нефть
В Москве в креативной сфере работают более 100 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, а их годичный оборот составляет более четырех триллионов рублей. По словам Виталия Ставицкого, президента Союза дизайнеров России, креативная сфера будет увеличивать свою долю в экономике.
«Говорят, что креативные индустрии — это новая нефть и доля отрасли в экономике будет только лишь расти. Нас ждет развитие интеллектуальных решений, поддержка авторского права, новые конкурентные товары, продовольствие, сервисы. Это комфортная среда города, к которой уже привыкли жители, собственно поэтому теперь развитие индустрии не остановить», — отметил он.
На Российской креативной неделе обсудили проблемы, достижения и планы по развитию отрасли. Там работала и столичная площадка — павильон Created in Moscow, — где прошло более 100 мероприятий, среди них мастер-классы, лекции, кинопоказы и другие. Его посетили более пяти тысяч человек.
«С каждым годом Российская креативная неделя становится все значимее, люди начинают понимать, что креативная индустрия — основное направление всемирный экономики. А Москва — лидер креативных индустрий страны, все новинки впервые реализуются тут. На столицу смотрят регионы, перенимают опыт, создают аналогичные проекты», — подчеркнул Виталий Ставицкий.
В рамках недели представители бизнеса встретились с потенциальными клиентами, заказчиками и исполнителями. Люди нашли единомышленников, а также презентовали свои предложения представителям власти. Благодаря этому в том числе и формируются меры поддержки креативного бизнеса.
«Московский бизнес хорошо знает про меры поддержки и пользуется ими. Вскоре появятся новые инструменты, в частности для сферы промышленного дизайна, они еще находятся на согласовании», — добавил Виталий Ставицкий.
Сергей Собянин открыл Российскую креативную неделю в Парке ГорькогоМосква получила премию Russian Creative Awards как креативный регион года
Инициатива — снизу, поддержка — сверху
По итогам креативной недели Алина Сапрыкина, главный куратор, заместитель директора Всероссийского музея декоративного искусства, в следующем году, как и в этом, будет принимать участие в нескольких грантовых конкурсах, но сейчас не просто с музейной выставкой или исследованием, а со своим большим проектом — фестивалем «Студенческие сезоны». Фестиваль успешно начался в этом году. Это серия выставок работ студентов восьми художественных вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а также перфомативная, событийная и образовательная программа.
«Художественные вузы, которые работают по своим программам и методикам, получили возможность очутиться на одной площадке и обменяться опытом. Здорово, что нам удалось презентовать этот фестиваль на креативной неделе (на дискуссии “Какое образование нам нужно и при чем тут музеи”). Мы увидели заинтересованность аудитории, регионов и решили масштабировать проект: добавить вузы и направления искусства, организовать одну экспозицию на большой площадке. Гранты дают возможность реализовать подобные авторские, исследовательские проекты», — сказала Алина Сапрыкина.
Поддержка со стороны города позволяет притягивать к проектам разных специалистов: антропологов, социологов, историков, урбанистов, искусствоведов, которые зачастую не работают на базе одного музея. Это делает проект многогранным и полным. При этом государственные программы помощи не работают, если в творческом коллективе нет самоорганизации.
«Самое главное — союз людей снизу, иначе программы помощи сверху не будут трудиться. Это я могу сказать по восьмилетнему, еще в 2000-е годы, опыту в “Артплей”, первом арт-кластере в Москве и России. Вначале появляются интересные коллаборации с общими целями, которые растут и развиваются. Их важно подхватить и оказать поддержку. Всего в этом случае проект будет органичным и востребованным», — сказала Алина Сапрыкина.
Независимый театр как бизнес-проект
О пользе программ поддержки хорошо знает и независимая театральная компания «Июльансамбль», созданная на базе курса в Школе-студии МХАТ. Она уже получала гранты «Открытая подмостки» столичного Департамента культуры, участвовала в конкурсе грантов Мэра Москвы и пользовалась федеральной поддержкой. Директор компании Алексей Никитин принял участие в дискуссии «Как театр может сделаться успешным бизнес-проектом».
«Я был на мероприятии только один день, но успел изучить стенды и поучаствовал в дискуссии. Совместно с представителями независимых театров мы обсуждали программы поддержки, говорили о подходящих для нас стратегиях, которые можно перенять у бизнеса или государственного сектора, об образовании в этой сфере», — отметил Алексей Никитин.
На площадке разобрали и возможности сотрудничества молодых театров с музеями и парками. А представители регионов предложили создать резиденцию независимых театров, которая бы объединила небольшие городские коллективы.
Подобные дискуссии, по словам Алексея Никитина, помогают иначе взглянуть на проекты и поразмыслить о будущем.
«Мы внутри креативной сферы хотим открытости. Важно иметь возможность высказываться и доказывать свои мысли и желания до представителей власти, руководителей отраслей. Такие площадки — отличный инструмент для этого», — уверен Алексей Никитин.
Паблик-арт и сила объединений
На креативной неделе представители московских властей также встретились с девелоперами и арт-кураторами. На дискуссии «Паблик-арт как инструмент преобразования городской среды: роль в развитии города» обсудили важность обращения к экспертам при оформлении общественных пространств. Модератором разговора выступила Юлия Зинкевич, генеральный директор коммуникационного агентства «Правила общения».
«Во время дискуссии выяснилось, что есть обоюдный интерес, но нужна “точка входа”, в которой девелоперы, банки и другие бизнесы могли бы знакомиться с представителями художественного мира и наоборот. Девелоперы обратились к городу с просьбой разработать схему, которая упростит процесс согласования арта на новых жилых и деловых комплексах, а также в общедоступных городских пространствах. Участники разговора считают, что важна экспертная комиссия с “хорошим вкусом”, которая бы следила за качеством и художественностью создаваемых в городе памятников, муралов. Чтобы появлялись не всего только портретные изображения к памятной дате, но и произведения, работающие с более тонкими материями», — отметила она.
Юлия Зинкевич слушала и другие дискуссии в павильоне Created in Moscow. По ее словам, одно из главных преимуществ площадки — неформальная атмосфера, которая способствует открытому диалогу.
«Мне кажется, самые мощные течения рождаются там, где происходит союз. За поиском взаимодополняющих, взаимно усиливающихся партнеров вижу перспективу. Так, как сейчас объединяются крупнейшие московские музеи, чтобы выстроиться в единый маршрут, учебные заведения, арт-кластеры (“Артплей”, “Винзавод” и другие). Это уже наше настоящее, а в будущем действовать сообща станет новой нормой в креативной сфере», — добавила Юлия Зинкевич.
Источник: Правительство Москвы