Учить, вдохновлять, мотивировать. Лучшие педагоги столичных школ искусств — о своей работе, творчестве и планах
Образование20 июля в 14:01Учить, вдохновлять, мотивировать. Лучшие педагоги столичных школ искусств — о своей работе, творчестве и планахЛучшие преподаватели детских школ искусств Москвы рассказали, как научить ребенка любить музыку, что нужно для воспитания юных талантов и в каком возрасте стоит начинать играть на инструментах.
Они придумывают эффективные методики преподавания, готовят учеников к всероссийским и международным конкурсам, оттачивая приемы игры на музыкальных инструментах и ставя яркие и запоминающиеся номера, а еще вдохновляют на победы и мотивируют стремиться к высоким результатам. Именно этим занимаются педагоги детских школ искусств Москвы.
Выявить сильнейших из них из года в год помогает региональный этап конкурса Министерства культуры Российской Федерации «Лучший преподаватель детской школы искусств». Жюри оценивает, какие авторские методики обучения применяют участники, как готовят воспитанников к выступлениям, а также изучает, сколько выпускников продолжают творческий путь и поступают в профильные колледжи и вузы.
В этот раз его победителями стали наставники из столичных учебных заведений Александра Головинская и Юлия Найденко. Теперь они будут бороться за победу на окружном этапе конкурса, который состоится с 23 сентября по 28 октября. А финал пройдет с 18 ноября по 8 декабря.
О том, как работают лучшие преподаватели детских школ искусств Москвы, — в материале mos.ru.
Гитаристы — это сила
Александра Головинская преподает игру на гитаре почти 20 лет, из них 12 она посвятила обучению учеников детской музыкальной школы имени Д.Д. Шостаковича, структурного подразделения Московской городской объединенной детской школы искусств «Кусково», где сейчас работает. Педагог не только занимается с ребятами индивидуально, но и руководит большими ансамблями, квартетами, трио и дуэтами.
По словам преподавателя, детям нужно начинать играть на гитаре с 5,5–6 лет. У педагога есть действенный и проверенный метод, как мотивировать юных музыкантов заниматься усерднее и нацелиться на успех: почти каждый ребенок получает возможность выступить на большой сцене.
«Профессиональная игра на любом музыкальном инструменте — это колоссальный труд. На гитаре надо заниматься регулярно и минимум три часа в день. Ребята с первого класса понимают, что нужно играть много. Но когда они видят результат, то им хочется большего. К успеху можно прийти только через усердный труд, и на этом пути юного музыканта ведет педагог. С каждым годом благодаря накопленному опыту я пересматриваю методы преподавания, но мой главный принцип остается неизменным — индивидуальный подход к каждому ученику», — отметила Александра Головинская.
Она признается, что увлечена своей работой: даже выходные преподаватель готова посвятить репетициям. Такой настрой подхватывают и ее ученики. Во время каникул они скучают по занятиям и пишут просьбы разобрать понравившееся произведение. Александра Головинская обязательно учитывает пожелания ребят.
Педагога неоднократно отмечали благодарностями и грамотами, ее воспитанники выступают на престижных конкурсах, где неизменно оказываются в числе лауреатов, а большинство учеников заканчивает музыкальную школу с красным дипломом.
Кроме того, Александра Головинская вдохновляет ребят продолжить учебу. Так, один из ее учеников поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, а другая выпускница скоро получит диплом Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
«Стать лучшим педагогом детской школы искусств мне удалось благодаря усердному труду. Я люблю свою работу. Ребятам говорю, что гитаристы — это сила! Конечно, к результатам мы идем через тернии, но итоги вдохновляют», — добавила Александра Головинская.
В планах на предстоящий учебный год — разучить новые интересные мелодии в авторских аранжировках, представить их зрителям, а также принять участие в конкурсе на получение грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства.
Собянин: Ученики школ искусств Москвы стали победителями международных конкурсовМузыканты, танцоры и актеры: какие московские школы и колледжи готовят будущих деятелей искусстваНаследие классиков и новые возможности: на каких современных инструментах учат играть в столичных школах искусствСобянин рассказал, как проект «Искусство — детям» создает условия для творчества
За последний учебный год ученики детских школ искусств Москвы получили около 27 тысяч наград.
Фольклор — это актуально
Отдельная номинация конкурса предусмотрена для молодых специалистов, стаж которых меньше 10 лет. Лучшей в ней стала Юлия Найденко, преподаватель музыкальной школы № 82, структурного подразделения Московской городской объединенной детской школы искусств «Сокольники». Уже третий год она ведет здесь фольклорное направление.
Ее ученики занимаются ансамблевым и сольным пением, осваивают народные инструменты и традиционную хореографию, изучают быт и обычаи наших предков. Дети выходят на сцену в ярких нарядах, сшитых по аутентичным образцам разных регионов России. В прошлом году школа переехала в новое здание на Щелковском шоссе поэтому теперь в распоряжении преподавателей и детей есть просторные классы, в одном из которых Юлия Найденко выставила концертные наряды из личной коллекции.
«Дети изучают русский музыкальный фольклор, в том числе различные песенные и инструментальные жанры, обряды, праздники и так далее. Я нахожусь в поиске наиболее эффективных профессиональных методов, которые помогут освоить традиционную народную музыку. Сейчас опираюсь на знания, полученные во время учебы, мастер-классов, на лекциях и так далее. Фольклорное направление сегодня очень популярно в Москве, каждый год в нашу школу приходит много учеников, желающих изучать народное творчество. Ребятам рассказывают о лексике и культурных особенностях определенного региона России, мы готовим концертные и конкурсные номера, где всегда есть место для импровизации», — рассказала Юлия Найденко.
Важная составляющая учебного процесса — перенимать опыт у старших товарищей. Поэтому преподаватель вместе с учениками посещает отчетные и выпускные концерты студентов Российской академии музыки имени Гнесиных и другие выступления. Дети видят яркие концертные номера в исполнении молодых певцов и танцоров и полные залы зрителей, понимают, что фольклор — это актуально и современно.
Юлия Найденко вдохновляет воспитанников и своим примером. Преподаватель выступает в составе Московского народного хора, не раз становилась лауреатом всероссийских и международных конкурсов, а еще участвует в этнографических экспедициях по нашей стране, материалы которых использует в обучении детей. В 2024 году она стала дипломантом городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «преподаватель в сфере искусства», а также лауреатом Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» в номинации «Солист-вокалист».
«Учителю важны открытость, творческий порыв и профессионализм, а преподавательское мастерство формируются в процессе. Я близка по возрасту к своим воспитанникам, понимаю их темы и шутки — это мое преимущество. В то же время наши отношения строятся на взаимном уважении. Преподавание учит более строго планировать и организовывать свое время, быстро принимать решения, развивает навыки коммуникации с людьми разного возраста», — поделилась Юлия Найденко.
Методики преподавателя уже доказали свою эффективность. Ее ученики неоднократно становились призерами и победителями престижных конкурсов, среди которых конкурс на получение грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства, Всероссийский фестиваль-конкурс традиционного народного танца «Перепляс», Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» и другие. А фольклорный ансамбль под руководством Юлии Найденко в скором времени может получить звание ведущего творческого коллектива столицы.
Молодому преподавателю удается привить любовь к искусству своим ученикам, и они, увлеченные творчеством, хотят связать с ним дальнейшее обучение. Многие ребята планируют поступать в профильные колледжи и вузы. Они приходят к Юлии Найденко за советом и знают, что всегда получат необходимую поддержку.
Скоро преподаватель отправится в экспедицию в Ростовскую область, где сможет пополнить копилку народных произведений, чтобы предложить их детям в новом учебном году.
Волшебная арфа, «дедушка» рояля и звонница: на каких редких инструментах играют в музыкальных школах МосквыМузыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направленииЖить искусством: лауреаты конкурса грантов Мэра Москвы — о творчестве и упорном труде130 зданий московских школ искусств отремонтировали за шесть лет«Игра на саксофоне — это физика и математика»: интервью с победителями Дельфийских игрИскусство танцевать: ученики московских школ искусств — о любви к хореографии и секретах побед
Источник: Правительство Москвы