Новаторы в педагогике. Московские учителя — об интерактивных уроках, нейросетях и профессиональных конкурсах
Образование5 октября в 08:55Новаторы в педагогике. Московские учителя — об интерактивных уроках, нейросетях и профессиональных конкурсахСпособна ли нейросеть создать упражнения на развитие креативного и критического мышления, как электронные сценарии изучения темы в «МЭШ» позволяют педагогам обмениваться наработками, почему оценка достижений школьников на физкультуре должна быть гибче и как город мотивирует учителей развивать столичное образование — в нашем материале.
Преподавание строго по учебнику, охапки тетрадей на проверку, меловая доска для разбора темы. Раньше у учителей было мало пространства для творчества. Сегодня они не только ведут уроки. Современные педагоги — еще и разработчики новых методов преподавания, авторы интерактивных учебных материалов, блогеры.
В День учителя, который отмечается 5 октября, преподаватели-новаторы рассказывают, чем им полезны нейросети, как пополнять библиотеку «Московской электронной школы» («МЭШ») и быть полезным коллегам, зачем участвовать в конкурсах и почему гранты — это не только про финансовую поддержку.
Критическое мышление и нейросети на уроках английского языка
В библиотеке «Московской электронной школы» размещены рабочие тетради, учебники, художественная литература, тесты, виртуальные лаборатории и другой образовательный контент. Среди самых удобных и востребованных материалов для учителей — сценарии уроков и тем, сегодня их насчитывается более 16,6 тысячи. Они могут включать ключевые тезисы, тестовые задания, картинки, видео- и аудиоматериалы. Их остается лишь вывести на интерактивную панель в классе.
Сценарий темы позволяет спланировать изучение целого раздела учебной программы и разместить внутри него все образовательные материалы. Такой контент разрабатывают сами педагоги, а город поощряет их за вклад в развитие «МЭШ» финансово. Так, с 2017 года преподаватели получили более 7,9 тысячи грантов. Учитель английского языка школы № 1317 Мария Яременко разместила несколько сценариев уроков и получила пять грантов.
«Чтобы сценарий получил одобрение модератора и стал доступен московским учителям, он должен соответствовать ряду критериев. Например, в него следует заложить пять из шести компетенций: коммуникацию, самоорганизацию, креативное и критическое мышление, проекты. Мне было важно уделить внимание критическому мышлению, чтобы дети учились думать. В одном из моих уроков есть текст про культурное значение и хрупкость Тадж-Махала. Ребятам задают вопрос: почему над ним запрещено летать? Надо самим догадаться, что вибрации самолетов разрушают мечеть. Сценарий создать нелегко, еще сложнее получить за него грант. Для этого сценарий должен быть востребованным в школах среди учителей, учеников и родителей. Грант — это престиж, благодарность за наши труды, мотивация достигать новых вершин, возможность проявить креативность и педагогический талант», — считает учитель.
Мария Яременко также применяет кросс-дисциплинарный подход: вместе с коллегами по другим предметам проводит уроки по математике, биологии, географии на английском языке. А еще она популярный блогер, у нее более 200 обучающих видео для педагогов. В них она объясняет, как создавать сценарии в «МЭШ», геймифицировать учебу (подключать видеоигры, продвигаться в которых можно, выполняя задания) и почему не стоит бояться нейросетей. Мария Яременко переложила на искусственный интеллект много рутины. Он помогает создавать презентации и картинки, придумывает упражнения на говорение, письмо, отработку лексики и грамматики, задания на развитие критического и креативного мышления. Кстати, Марию Яременко не пугает, что и ученики могут прибегнуть к помощи робота: реальный уровень знания языка ребенок не скроет.
За свои заслуги она стала призером в номинации «Учитель года Москвы» конкурса «Педагоги года Москвы». Это один из главных столичных конкурсов в сфере образования.
«Я счастлива, что оказалась в десятке лучших учителей города. Благодаря конкурсу обрела новых друзей, единомышленников. Современный педагог должен постоянно совершенствовать свои навыки, знания и методы работы. Учеба длиною в жизнь — это про нашу профессию», — убеждена Мария Яременко.
Помимо этого конкурса, педагогов приглашают поучаствовать в ежегодной метапредметной олимпиаде «Московский учитель», где преподаватели могут проверить математическую, читательскую, информационную, естественно-научную и финансовую грамотность.
Сергей Собянин назвал главные нововведения «МЭШ» в прошедшем учебном годуСергей Собянин: Авторы материалов для «МЭШ» получили более семи тысяч грантовСобянин: В «МЭШ» внедрят сервисы с использованием технологий ИИВ «Московской электронной школе» собрано более 1,6 миллиона единиц образовательного контента
Без погони за цифрами. Новый подход в оценке достижений учеников на физкультуре
Данил Корчагин стал лауреатом конкурса «Педагоги года Москвы» в номинации «Педагогический старт» в 2022 году, после того как начал вести физкультуру в школе № 158. На конкурсе он представил новый подход: по мнению учителя, оценка достижений учеников должна быть гибче, не превращаться в погоню за цифрами, такими как показатели скорости бега, длины прыжка, количества отжиманий.
«Мы с учениками развиваем волю и желание самосовершенствоваться вне зависимости от текущих результатов. Я прививаю детям любовь к физическим нагрузкам, показываю, что заниматься можно в удовольствие, а не на износ. Да и невозможно оценивать ребенка с точки зрения выполнения нормативов. Есть разные типы телосложения: астеник (вытянутый, худой), нормостеник (гармоничная конституция) и гиперстеник (массивный). Например, теннисист Даниил Медведев астеник: он может бегать по корту часами, но не поднимет большой вес. Тяжелоатлет Иван Поддубный был сильным, но не способным двигаться долго, быстро и с короткими рывками. Если спортсмены мирового уровня не выполнят все нормативы на скорость, ловкость, гибкость, силу, почему мы требуем этого от школьников?» — спрашивает учитель.
Данил Корчагин разработал и методику обучения по технике безопасности. Он предложил не зачитывать ученикам одни и те же требования несколько раз в год все 11 лет учебы, да и зачем в первом классе знать правила выполнения упражнений, которые понадобятся лишь в пятом? Лучше проводить инструктаж в начале учебного года с использованием визуальных материалов (презентаций) и добавить практические занятия перед освоением каждого учебного модуля (гимнастика, футбол, волейбол и другие), где ребята смогут закрепить полученные знания. Педагог учел возрастные особенности детей, прописал требования к их внешнему виду, самостраховке. Все нюансы методики он изложил в презентации, видеороликах для преподавателей и родителей школьников.
А еще Данил Корчагин — автор теста по функциональной грамотности. Он состоит из задач на стыке математики и спорта: абонемент в зал на какой срок взять выгоднее, какой путь будет самым коротким до места тренировки (прилагается карта). За него учитель получил два гранта от города. В соцсетях он ведет блог, где делится опытом с педагогами физкультуры.
Читательская грамотность на занятиях по немецкому языку
Учитель немецкого языка в школе № 1532 Ксения Гладникова — в лидерах среди грантополучателей за вклад в развитие «МЭШ». На ее счету 22 гранта — за сценарии уроков и тесты по функциональной грамотности. Сценарии посвящены разным темам: экологии, путешествиям, межличностным отношениям, профессиям, научно-техническому прогрессу. Они включают задания по грамматике и аудированию, проектную работу. Например, на уроках по теме здоровья предлагается взглянуть на картинки (девушка на велосипеде, человек с фастфудом, спортсмен), послушать аудиоматериалы и определить, к каким изображениям они относятся. Класс обсуждает на немецком, чем вредно нарушение пищевых привычек и почему нужно поддерживать хорошую физическую форму. Тесты по функциональной грамотности состоят из заданий на проверку уровня чтения, и порой ученикам приходится анализировать нелинейный текст (с непоследовательным изложением, а также в котором часть информации «зашита» в рисунки).
«Рада, что мои материалы нашли отклик у учителей. Надеюсь, они, глядя на мои результаты, поймут, что тоже так могут, даже лучше. Москва открывает возможности для профессионального роста. Есть цель — нет препятствий. Я постоянно прохожу курсы повышения квалификации, в том числе по инженерному направлению, так как курирую предпрофессиональные классы в нашей школе. И важен мне не свой результат, а результат учеников. Если мы работаем над проектом, я прикладываю все усилия, чтобы он принес как минимум дополнительные баллы к ЕГЭ. В этом году я выпустила класс, в котором больше половины ребят поступили в вузы без вступительных испытаний благодаря победам в олимпиадах и конкурсах», — рассказала Ксения Гладникова.
Учителей поощряют за успешную подготовку школьников к ЕГЭ выплатами. Их можно получить за положительную динамику результатов выпускников, высокие результаты и образовательный прорыв (если ученик совершил скачок в учебе, например ОГЭ сдал на три, а ЕГЭ — на пять). Максимальная сумма за один предмет — 250 тысяч рублей.
Рекомендации вузов и специальностей на основании баллов за ЕГЭ доступны пользователям в «МЭШ»Мэр Москвы отметил рост интереса школьников к предпрофессиональным классамФизика вокруг нас: учитель школы № 1298 — о своей работе, пользе «МЭШ» и об общении с детьми
Источник: Правительство Москвы