Собянин утвердил планы по обновлению подвижного состава городского транспорта
Транспорт7 декабря в 09:25Собянин утвердил планы по обновлению подвижного состава городского транспортаПресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы В частности, подвижной состав МЦД-3 и МЦД-4 планируют обновить до конца 2025 года, а до конца 2030-го в столицу поставят около 3,9 тысячи электробусов.
Сергей Собянин одобрил планы по обновлению подвижного состава городского транспорта на следующий год и среднесрочную перспективу. О ходе работ доложил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Город планирует приобрести около двух тысяч вагонов метро, в результате чего доля современного подвижного состава может превысить 90 процентов уже в 2030 году. До конца 2025-го завершится обновление подвижного состава третьего и четвертого Московских центральных диаметров (МЦД). Кроме того, планируется поставка около 3,9 тысячи электробусов до конца 2030 года.
Обновление подвижного состава городского транспорта — долгосрочная программа Правительства Москвы. Она действует с 2010 года. Так, город размещает заказы на разработку новых моделей подвижного состава, которые в дальнейшем закупаются по контрактам жизненного цикла. Это значит, что производители берут на себя обязательства по ремонту и обслуживанию техники на период от 15 (для электробусов) до 30 лет (для вагонов метро и трамваев).
Новые электропоезда для МЦД закупают компании-перевозчики по согласованию с правительствами Москвы и Московской области среди прочего за счет инфраструктурных бюджетных кредитов.
Метро
Москва занимает первое место среди крупнейших метрополитенов мира по темпам обновления подвижного состава и среднему возрасту вагонов. С 2010 года закупили более 4,7 тысячи вагонов, а доля современного подвижного состава выросла с 13 процентов и сейчас составляет уже 76 процентов. Ежегодно в метро поступает около 300 новых вагонов.
Согласно контракту, в 2024–2025 годах планируют поставить 560 вагонов «Москва-2024». Большинство из них будут перевозить пассажиров Замоскворецкой линии метро. До 2030-го (включительно) хотят получить еще около двух тысяч вагонов, а доля новых поездов может превысить 90 процентов парка.
Вагоны для Московского метрополитена делают в России. Доля Правительства Москвы в общем объеме заказов вагонов метро в стране достигает 90 процентов. За счет формирования долгосрочных заказов столица делает большой вклад в развитие отечественного машиностроения, обеспечивая загрузку мощностей более 360 предприятий в разных регионах России. На них трудятся свыше 30 тысяч человек.
Сейчас транспортный комплекс Москвы совместно с производителями разрабатывает новую серию поездов «Москва-2026». Они будут еще более современными, технологичными и комфортными. При формировании технического задания учитываются пожелания пассажиров и машинистов, чье мнение является приоритетным для транспортного комплекса Москвы.
МЦД
Парк поездов на Московских центральных диаметрах один из самых молодых в Европе. На данный момент подвижной состав на первых двух диаметрах полностью обновлен. На МЦД-3 и МЦД-4 процесс завершится до конца 2025 года. Пассажиров перевозят современные поезда серии ЭП2Д, двухэтажные аэроэкспрессы ЭШ2 и 75 российских поездов ЭГ2Тв и ЭГЭ2Тв «Иволга» первого (1.0), второго (2.0), третьего (3.0) и четвертого (4.0) поколений, разработанных специально для МЦД.
«Иволга» — городской электропоезд, который выпускает ведущий российский разработчик и производитель подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта АО «Трансмашхолдинг». 97 процентов комплектующих «Иволги» делают в России. В производственной цепочке — более 600 предприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах. Там трудятся около 50 тысяч человек. Правительство Москвы формирует 75 процентов заказов всего российского транспортного машиностроения.
У «Иволги» нет тамбура, входные двери почти на 15 процентов (1,4 метра) шире, чем у обычных пригородных поездов, что обеспечивает более быструю и удобную посадку пассажиров. Вагоны оснащены современными системами климат-контроля и обеззараживания воздуха. Там есть USВ-разъемы, крепления для велосипедов и системы оповещения. Применяются современные системы безопасности и автоматического онлайн-контроля технического состояния. В таком поезде удобно родителям с детьми и колясками, а также маломобильным гражданам: есть пеленальные столики и специальные места для инвалидов.
Для эффективной работы с частыми остановками поезд должен уметь как можно быстрее разгоняться и максимально плавно останавливаться. «Иволга» полностью соответствует этим требованиям. Пассажиры не чувствуют дискомфорта, при этом время в пути сокращается. Технология пневмоподвешивания обеспечивает плавный ход поезда, низкий уровень шума и вибрации. Сквозной проход между вагонами позволяет перемещаться по всему поезду, а трехуровневые поручни с теплым покрытием повышают комфорт при поездке стоя.
Полет «Иволги», или Самые интересные факты о развитии Московских центральных диаметровСобянин: Пять лет назад запустили первые линии Московских центральных диаметров
В этом году на линии МЦД вышла новая модификация поезда — «Иволга 4.0». В 11 вагонов вмещаются более 2,5 тысячи пассажиров одновременно. От «Иволги 3.0» поезд отличается по нескольким параметрам. Например, в «Иволге 4.0» есть третья дверь в вагонах (кроме головных). Это позволяет пассажирам быстрее заходить в поезд и высаживаться из него — сокращение времени посадки/высадки составляет до 30 процентов. Такой показатель можно сравнить разве что с поездами метро. Кнопки открытия дверей очень удобно расположены по бокам каждой двери вагона (как и в поздних версиях «Иволги 3.0»). Внешний вид тоже изменился: фронтальная часть маски поезда стала темнее и лаконичнее. Стал другим и цвет подголовников и поручней: для них выбрали ежевичный оттенок. Вместить поезд может одновременно почти на 100 пассажиров больше, чем предшественник.
По сравнению с «Иволгой 1.0» и «Иволгой 2.0» в новой «Иволге 4.0» среднее ускорение поезда увеличилось на 10 процентов — до одного метра на секунду в квадрате. Скорость выросла на 30 процентов — до 160 километров в час.
Сравнение пригородных поездов, курсирующих по МЦД-3 и МЦД-4
Параметры |
ЭТ2М (1999–2010 годы) |
ЭД4М (1996–2016 годы) |
«Иволга 4.0» (2024 год) |
Вместимость | 2114 человек | 2499 человек | 2533 человека |
Ускорение | 0,6 метра на секунду в квадрате | 0,6 метра на секунду в квадрате | один метр на секунду в квадрате |
Скорость | 130 километров в час | 130 километров в час | 160 километров в час |
Ширина дверей | 1180 миллиметров | 1250 миллиметров | 1400 миллиметров |
Зона остекления дверей | Более 20 процентов | Более 20 процентов | 40 процентов |
Дверей на борт вагона | Две | Две | Три |
Сквозной проход | Нет | Нет | Да |
Ширина прохода | 700 миллиметров | 700 миллиметров | 1000 миллиметров |
Адаптивное освещение | Нет | Нет | Да |
Высота пола | 1400 миллиметров | 1400 миллиметров | 1300 миллиметров |
Современные системы безопасности | Нет | Нет | Да |
Климат-контроль | Нет | Нет | Да |
Системы информирования | Нет | Нет | Да |
Сейчас на четырех МЦД курсируют 75 «Иволг» разных поколений. 15 «Иволг 4.0» перевозят пассажиров МЦД-3 и МЦД-4. До конца 2024 года в парк должно поступить еще 10 составов четвертого поколения.
Наземный городской транспорт
В Москве самый молодой парк наземного городского транспорта в Европе. Этого удалось добиться благодаря комплексному обновлению подвижного состава, решение о котором принял Сергей Собянин. Обновление началось в 2010 году и выполнено на 100 процентов. Возраст подвижного состава — менее пяти лет.
Пассажиров обслуживают более 8,3 тысячи современных автобусов и электробусов. Они курсируют почти по 850 маршрутам. В будний день пассажиры совершают в среднем около четырех миллионов поездок.
Более 700 маршрутов — 80 процентов перевозок — обслуживает ГУП «Мосгортранс», свыше 130 — 20 процентов — коммерческие перевозчики. Благодаря переходу на работу по госконтрактам, который состоялся в 2016 году, условия поездок по маршрутам коммерческих перевозчиков соответствуют высоким стандартам московского транспорта. При этом везде действуют только городские тарифы на проезд, сохраняются и все льготы.
Электробусы
Москва занимает также первое место в Европе по количеству электробусов. Свыше 2,2 тысячи машин обслуживают более чем 170 маршрутов. По соотношению цены и качества московский электробус один из лучших в мире.
Электробусы уменьшают негативное влияние транспорта на экологию города. Замена одного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа на 60 тонн в год. С 2018 по 2023 год благодаря переходу на этот вид транспорта удалось снизить выбросы углекислого газа в городе на 130 тысяч тонн.
Москва закупает электробусы по контрактам жизненного цикла. В течение 15 лет с момента передачи в парк Мосгортранса производитель несет полную ответственность за техническую исправность каждой машины и гарантирует безопасность эксплуатации.
Электробусы вышли еще на два маршрута в ЮЗАО и ТиНАОЗеленый свет: как в Москве учат водителей автобусов и электробусов
В 2024 году производители начали поставлять инновационные электробусы с обновленным дизайном. Новый ЛиАЗ отличается черными боковыми бортами, у последних моделей КамАЗа изменилась форма переднего капота и бампера, также установлены другие вертикальные габаритные огни, противотуманные фары, корпус внешней основной светотехники. На задней маске кузова изменили вертикальные габаритные огни с указателями поворота, места установки внешней основной светотехники. Появился красный элемент, визуально соединяющий задние фары.
С 2025 года к серийному производству готовится новейшая модель электробуса, разработанная по заказу Правительства Москвы. Она будет отличаться увеличенным запасом хода после подзарядки, машинным зрением и системами активной безопасности. Тяговые электрические батареи будут делать на заводе в Красной Пахре (ТиНАО).
По поручению Сергея Собянина Правительство Москвы планирует обеспечить максимально полный переход на наземный городской электротранспорт. Ожидается, что до конца 2030 года в столицу поставят около 3,9 тысячи электробусов. В 2030-м их общее количество достигнет почти шести тысяч единиц. В 2035-м электробусы практически полностью заменят автобусы в парке Мосгортранса.
Трамваи
Сейчас в парке ГУП «Московский метрополитен» около 550 трамвайных вагонов, включая более 500 современных низкопольных трамваев российского производства, закупленных в последние годы. Среди них 464 трехсекционных вагона нового поколения «Витязь-Москва». Их преимущества — долговечность, скорость, тихий ход и комфорт пассажиров.
По сравнению с моделями предыдущих поколений и модификаций вместимость трамвая «Витязь-Москва» в полтора-два раза больше — одновременно там могут ехать до 260 пассажиров (включая до 70 мест для сидения). Вагоны полностью низкопольные, адаптированные для проезда маломобильных пассажиров. В салоне есть места для установки колясок и велосипедов. Конструкционная скорость движения — 75 километров в час. В каждом вагоне шесть дверей (две одностворчатые и четыре двустворчатые). Это позволяет сократить время посадки и высадки пассажиров на 30 процентов.
Стандартное оборудование трамваев включает современные системы управления, датчики местоположения ГЛОНАСС/GPS, видеонаблюдение, разъемы для зарядки мобильных устройств, вайфай, мультимедийные экраны, климат-контроль. Система кондиционирования установлена как в пассажирском салоне, так и в кабине водителя.
Новые трамваи тише передвигаются по городу. Снижение уровня шума составляет 25–30 процентов (с 82 до 60 децибел). Особая конструкция трамвайной тележки позволила добиться максимально плавного хода, на поворотах практически не слышен стук колес. Теперь движение вагонов стало незаметным для жителей домов, расположенных рядом.
Срок эксплуатации трамваев «Витязь-Москва» по контракту жизненного цикла составляет 30 лет — это почти в два раза больше, чем у традиционных моделей (16 лет). В планах на ближайшие годы — закупить еще около 100 современных низкопольных трамваев российского производства. Это позволит полностью завершить обновление парка.
Источник: Правительство Москвы