Дед Мороз и дирижабль-рекордсмен. Рассматриваем елочные игрушки из музеев Москвы
Культура2 января в 13:01Дед Мороз и дирижабль-рекордсмен. Рассматриваем елочные игрушки из музеев МосквыФото М. Денисова. Mos.ruКак наряжали елки в ХХ веке и из чего делали игрушки — в материале mos.ru.
Зимним праздником Новый год стал при Петре I. Император издал указ, согласно которому летосчисление стали вести от Рождества Христова, а Новый год отмечать 1 января. В этот день было велено устраивать фейерверки, зажигать иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов хвойными деревьями и ветками.
Наряжать елки в домах к Рождеству стали в конце 1830-х — тогда их было принято украшать сладостями: яблоками, орехами, конфетами, пастилой и пряниками, которые после праздника раздавали гостям. Во второй половине XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек и мишуры.
В 1918 году Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского (григорианского) календаря. Традицию наряжать елку в молодой стране считали пережитком религиозного буржуазного прошлого. Но к середине 1930-х зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Елки начали украшать фигурками из ваты, папье-маше, картона и бумаги, стеклянные шары с портретами вождей развешивали между фигурками пионеров и красноармейцев, пограничников и милиционеров. В послевоенные годы политическая окраска постепенно исчезала — елочные игрушки становились по-настоящему детскими. Советские заводы и фабрики выпускали фонарики, сосульки и наборы стеклянных фигурок по мотивам сказок.
В музеях Москвы хранятся елочные украшения разных лет. О некоторых из них — в материале mos.ru.
Музей Москвы: советская классика
Среди привычных игрушек для украшения елок в советские годы были фигурки животных, символы Нового года — Дед Мороз и Снегурочка, выполненные из ваты, стекла, картона, синели (пушистого шнура), мишуры, канители (тонкой металлической проволоки) и пластмассы. Картонные игрушки — как, например, «Ягненок», который хранится в фондах Музея Москвы, — в СССР массово изготавливали по технологии штампованного картонажа с 1936 по 1980-е годы.
Советская традиция украшать елку, возрожденная во второй половине 1930-х годов, была наполнена своей романтикой и отражала исторические, политические и культурные события в жизни СССР. Многие игрушки были образны и даже сюжетны — темой для новогодних украшений становилась пропаганда здорового образа жизни, достижения и свершения молодой республики, ее научные подвиги, в том числе, например, покорение Арктики. В 1937 году была организована первая в мире дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс» («Северный полюс — 1»), а в 1938-м исторический факт увековечили в елочной игрушке «Полярная станция».
Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки, поэтому в Советском Союзе наладили производство ватной игрушки на проволочном каркасе. «Заяц в капусте» выполнен по эскизу художницы В. Громчевской на изофабрике Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в 1930-е годы. Несмотря на кажущуюся простоту, такого рода украшения создавали атмосферу праздника и новые семейные традиции.
Большие фигуры высотой до одного метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, тоже были важной частью праздничных декораций. Это так называемые подставочные игрушки — их ставили под елку. Они изготавливались из разных материалов — пластмассы, папье-маше, ваты и других. Образы Деда Мороза и его внучки Снегурочки, привычные сегодня, также сформировались во второй половине 1930-х. Яркий пример такой игрушки — Дед Мороз из ваты, созданный в 1950-е годы на фабрике «Детская игрушка».
Музей-заповедник «Коломенское»: картон и стекло
Елочные игрушки в СССР выпускали не только большие предприятия, но и маленькие мастерские. В коллекции музея-заповедника «Коломенское» есть именно такие — картонные попугай, индюк, раковина и рыба, созданные в конце 1930-х — начале 1940-х годов.
В Клину после 1936 года заработало сразу несколько игрушечных артелей. Местные мастера быстро освоили производство украшений с советской эмблематикой — серпом и молотом, пятиконечными звездами, летательными аппаратами (аэростатами, дирижаблями, самолетами). В уникальной коллекции новогодних украшений «Коломенского» есть игрушки, созданные в Клину на заводе «Лаборприбор» артелью «Решетниковский стеклодув» в 1930-1950-е годы. «Ваза» и «Чайник» входили в серию «Посуда».
Еще один интересный предмет того времени — игрушка «Дирижабль» фабрики Куйбышевского райпромтреста. «Технологические» сюжеты были очень популярны для елочных украшений — они подчеркивали близкую советскому государству тему формирования человека-мастера и «политехнизации» жизни.
Музей обороны Москвы: артельная работа
В молодом Советском Союзе к созданию детских игрушек и елочных украшений (а елки наряжали в первую очередь для детей) подходили ответственно, в том числе с идеологической точки зрения. Образцы представляли на конкурсы, их оценивали специальные комиссии, поэтому у первых советских агитационных елочных игрушек часто были реальные прототипы. Один из примеров — знаменитый дирижабль-рекордсмен СССР-В6. Артель имени Шаумяна производила подобные дирижабли и самолеты из точеного дерева. Тиражи были невелики, и выпускали такие игрушки сравнительно недолго, поэтому украшения артели сохранились в единичных экземплярах.
Во второй половине 1930-х годов, когда празднование Нового года возродилось на государственном уровне, одним из предприятий, занимающихся массовым производством елочных украшений, стал столичный завод «Москабель». В его каталоге за 1937 год под номером 85 указана звезда с гербом из золоченой и посеребренной граненой канители. Такие звезды были очень популярны в довоенный период, ими часто украшали верхушки елок, но, разумеется, никакого отношения к рождественским, Вифлеемским они уже не имели. Одна из таких звезд — с гербом в виде серпа и молота — хранится в фондах Государственного музея обороны Москвы.
В трудные военные годы в условиях дефицита материалов на заводе «Москабель» изготавливали игрушки из отходов производства проволоки — корзиночки с фруктами, снежинки, бабочек, стрекоз и птичек.
Скромный быт солдат и офицеров не позволял устроить праздник с застольем, как в мирное время, но праздник не был забыт даже на фронте. Нарядная елка оставалась основным символом Нового года — ее украшали всем, что находилось под рукой: гильзами, шишками, ватой и бинтами, даже лампочками без цоколя.
Дом-музей Марины Цветаевой: самодельные игрушки
В одном из предрождественских писем 1925 года, адресованных Ольге Черновой-Колбасиной, Марина Цветаева рассказывала, как семья «готовится к елке»:
«Клеим украшения и — Вы удивитесь — главным образом я. Золотим баранов, львов, волков, черные адские и голубые райские деревца с золотыми яблоками, — изобретаю, вырезаю и оклеиваю сама. Аля, за медлительностью, только успевает ахать».
Анастасия Цветаева, сестра поэта, в книге «Воспоминания» много писала о зимних праздниках, которые в детстве встречала в кругу большой семьи. Эти страницы — одни из самых теплых в ее мемуарах: елка в серебряно-золотом дожде и цепях, сияющие разноцветные шары, запах мандаринов и восковых свечей, особенные подарки от тети и более скромные — от родителей, волшебные игрушки из «дедушкиного шкафа», которые «по сей день живут в душе сказкой вроде Щелкунчика».
В экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой представлено несколько самодельных елочных игрушек, которые Анастасия Ивановна сделала из самых простых материалов, — кораблик из проволоки и бумаги, велосипед из проволоки и стекла. Новогодние украшения она создала в 1950-е годы, будучи в ссылке и желая скрасить праздник семье.
Больше о культурной жизни Москвы — на портале kultura.mos.ru
Источник: Правительство Москвы