В столичном технопарке обсудили перспективы импортозамещения
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин Глава Правительства России подчеркнул необходимость совершенствования системы поддержки отечественных компаний, чтобы преодолеть существующее отставание от зарубежных конкурентов.
В московском технопарке «Итэлма» обсудили перспективы импортозамещения в изделиях автомобильной электроники, а также развитие рынков сбыта российской электронной компонентной базы. Совещание по этим вопросам провел Председатель Правительства России Дмитрий Медведев. В мероприятии принял участие Мэр Москвы Сергей Собянин .
«Радиоэлектронные устройства, системы — основа современного цифрового мира. И способность национальной экономики такие технологии производить, основывать и воспроизводить во многом определяет перспективы цифровизации экономики в целом. И ее глобальную конкурентоспособность», — отметил Дмитрий Медведев.
По его словам, рынок российской радиоэлектроники стабильно растет. По прогнозам экспертов, к 2030 году его объем увеличится примерно в 2,5 раза и превысит 8 триллионов рублей. Увеличиваются и объемы производства. По сравнению с первым полугодием 2017-го его рост составил 21 процент.
Премьер-министр отметил, что отечественная радиоэлектронная промышленность долгое время ориентировалась исключительно на нужды обороны и безопасности и по этим направлениям Россия уверенно конкурирует с зарубежной техникой. В гражданском секторе ситуация иная — отечественных продуктов мало, так как долгое время технику и компоненты закупали за рубежом. В прошлом году доля российских компаний на рынке радиоэлектроники составляла примерно 22 процента. Некоторые технологии и, соответственно, изделия в России вообще не производят.
«Мы по-прежнему, и это нужно признать прямо, критически зависим от импорта. Зарубежные конкуренты — на то они и конкуренты — делают все, чтобы этот разрыв только лишь нарастал. Причем делают это не только экономическими методами, что естественно в конкурентном мире, но, к сожалению, и политическими методами, минуя санкции. И это делает наш рынок весьма уязвимым. Российские производители тем не менее способны бороться за увеличение своей доли на нашем рынке радиоэлектронного оборудования», — сказал Дмитрий Медведев.
Правительство России приняло ряд мер по импортозамещению. Так, действует специальная государственная программа, по которой компании получают поддержку при проведении исследований, модернизации производственной базы. Среди удачных примеров — компания «Итэлма», которая производит автомобильную электронику и системы интеллектуального управления для российских автопроизводителей.
«Мы разработали компоненты системы машинного зрения, которые по своим характеристикам сопоставимы с лучшими международными аналогами, где-то их превосходят», — отметил председатель совета директоров группы компаний «Итэлма» Александр Постников.
По словам Дмитрия Медведева, свою эффективность в качестве мер господдержки также показало заключение специальных инвестиционных контрактов. Кроме того, принят целый ряд регулирующих документов для стимулирования и поддержки сбыта российской электронной продукции.
«Мы видим, что результаты в целом есть. Но свою долю рынка нам, разумеется, никто просто так не отдаст. Нужны дополнительные, эффективные меры. Принципиально важно, чтобы производство было ориентировано на динамичный рынок, не зависело всего лишь от государственных заказов. Это действительно важно. Требуется более точная настройка системы поддержки российских компаний, чтобы преодолеть существующее отставание от зарубежных конкурентов. И принятие мер, которые обеспечат широкое использование российской электронной компонентной базы», — заключил глава Правительства.
Для УАЗа, ГАЗа и General Motors
Научно-производственное предприятие (НПП) «Итэлма» было основано в 2000 году на базе инжиниринговой фирмы, которая с 1994 года занималась разработкой и производством автомобильной электроники. Компания располагается по адресу: 1-й Нагатинский проезд, дом 10, строения 1–2.
Предприятие выполняет целый технологический цикл — от разработки до серийного производства автомобильных электронных компонентов. Работает 4 производственные линии по выпуску следующих автокомпонентов:
— комбинаций приборов и бортовой электроники;
— систем мультимедиа, навигации, телематики;
— систем управления двигателем (разработка, калибровка и серийное производство контроллеров системы управления бензиновыми, газобензиновыми, дизельными двигателями, соответствующих экологическим стандартам «Евро-4», «Евро-5» и «Евро-6»).
«Итэлма» производит компоненты для таких компаний, как ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ», ЗАО «Рено Россия», ПАО «КамАЗ», General Motors, ООО «КЗ “Ростсельмаш”», и других.
Также предприятие производит счетчики расхода холодной и горячей воды, тепла и электричества, импортозамещающие компоненты для авиационной техники (в том числе для ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»), электронные компоненты системы ГЛОНАСС.
Итого на предприятиях НПП «Итэлма» в разных регионах страны работают около 2,5 тысячи сотрудников. Из них на московском производстве — около 650 человек.
В 2016-м НПП «Итэлма» присвоили статус технопарка. Его специализация — электроника и микроэлектроника, робототехника, электротехника. Площадь занимаемых технопарком земельных участков составляет 1,43 гектара, помещений — 79,3 тысячи квадратных метров. В технопарке работают 26 компаний-резидентов, где трудятся 5,2 тысячи человек.
Помимо НПП «Итэлма», ключевыми резидентами технопарка являются ООО «Код безопасности» и ООО «Автограмма». Первое занимается созданием программ и аппаратных средств по обеспечению безопасности информационных систем, защитой мобильных устройств и сетевой безопасностью. Второе разрабатывает инструментальные средства и оборудование, алгоритмическое и программное обеспечение, электронику, а также проводит испытания и калибровочные работы.
В технопарке также планируют построить инженерно-лабораторный корпус площадью 9,65 тысячи квадратных метров и трансформаторную подстанцию. Инвестиции в этот проект составят около 800 миллионов рублей.
Поддержка производства
В Москве создана комплексная система поддержки предприятий и инвесторов в реальном секторе экономики города. Она включает льготы по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на собственность, а также снижение ставок арендной платы за землю. Это позволяет предприятиям и инвесторам снизить налоговую нагрузку на 17–25 процентов по сравнению с обычным уровнем. Таким образом, в столице созданы благоприятные обстоятельства для расширения производства конкурентоспособной продукции, что в свою очередь способствует замещению импорта и наращиванию объемов экспорта московской промышленной продукции.
Многие предприятия Москвы производят инновационную продукцию. Так, АО «НПО “Орион”» разрабатывает и выпускает фотоприемники, фотоприемные устройства и модули от ультрафиолетового до дальнего инфракрасного диапазона на основе полупроводниковых материалов и соединений — как одноэлементные, так и многоэлементные, неохлаждаемые, с термоэлектрическими охладителями и микрокриогенными машинами. Эта продукция подходит как для широкого, так и для специального применения, в том числе для систем космической и авиационной техники.
ПАО «Микрон» производит RFID-чипы и карты, которые используют в билетах общественного транспорта. Они замещают аналогичную продукцию производителей из Нидерландов, Франции, Германии и США.
Сейчас в Москве работает 33 технопарка, более 1,8 тысячи компаний-резидентов которых имеют право на получение налоговых льгот. Общая площадь помещений московских технопарков — почти 2,1 миллиона квадратных метров. Их заполняемость составляет свыше 95 процентов.
Кроме того, в столице действует особая экономическая зона «Технополис “Москва”», где будет реализован первый в российской практике офсетный контракт. Он предполагает создание инвестором нового производства под гарантии сбыта продукции по государственному заказу. ЗАО «Биокад» планирует разместить тут к 2020 году высокотехнологичное фармацевтическое производство. Предполагается строительство более 31 тысячи «квадратов» производственных, лабораторных и складских помещений. Компания планирует выпускать современные лекарственные препараты, в том числе для лечения онкологических больных. Значительная часть препаратов будет поступать в столичные больницы.
Радиоэлектронная промышленность
В Москве расположено 120 крупных и средних предприятий — производителей радиоэлектронной продукции, в том числе:
— 48 организаций по производству элементов электронной аппаратуры и печатных схем;
— 21 предприятие, производящее контрольно-измерительные и навигационные приборы и аппараты;
— 13 компаний, специализирующихся на коммуникационном оборудовании;
— 11 организаций по производству компьютеров и периферийного оборудования;
— 11 предприятий контрактного производства электронных компонентов.
По итогам 2017 года инвестиции в основной капитал предприятий радиоэлектронной промышленности Москвы составили 4,2 миллиарда рублей. Всеобщий объем реализованных товаров — 201,4 миллиарда рублей. Это на 5,8 процента больше, чем в 2016 году.
Объем экспорта радиоэлектронных изделий московской промышленности составил более 118 миллиардов рублей. Доля Москвы в экспорте отечественного радиоэлектронного оборудования составила 40,8 процента.
Производства 69 предприятий радиоэлектронной промышленности расположены в 15 московских технопарках. Это технополис «Москва», технопарки «Строгино», «Слава», «Итэлма», «Элма», «Калибр», «Мосгормаш», «Отрадное», «Полюс», «Сапфир», «Темп», «Фотоника», «ЦНИИТМАШ», «Модуль» и «Пульсар».
Среди московских компаний, которые занимаются импортозамещением радиоэлектронной продукции, АО «Ангстрем-Т», ПАО «Микрон», ПО «Октава-ЭлектронДизайн», АО «Росэлектроника» и другие.
Исследования в этой сфере проводят около 70 научно-исследовательских организаций. Подготовку кадров осуществляют 10 московских вузов.
Автопром столицы
В столице расположено восемь предприятий — производителей автомобилей и автокомпонентов, на которых трудятся 7,4 тысячи человек. Это ЗАО «Рено Россия», ООО «Альфа Автоматив Технолоджи», ООО «Московский завод специализированных автомобилей», ОАО «90 экспериментальный завод», ЗАО «ПО “Спецтехника пожаротушения”», ООО «НПП “Итэлма”», ООО «Артлайн Технолоджи», ОАО «Нанотехнологический центр композитов».
По итогам 2017 года инвестиции в основной капитал предприятий автомобильной промышленности Москвы составили 3,5 миллиарда рублей. Исследования в этой области проводят три научно-исследовательские организации: ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт “НАМИ”», ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» и ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования».
Кадры для столичного автопрома готовят два московских вуза: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет и Московский государственный машиностроительный университет.
Источник: Правительство Москвы