По просьбам жителей: 12 необычных станций московского метрополитен, которые дождались своего часа
Проектное решение В конце года по просьбам москвичей на Замоскворецкой линии откроется новая станция «Беломорская». Пока же пассажиры, едущие между «Речным вокзалом» и «Ховрином», могут видеть временную стенку, которая отделяет будущую станцию от проносящихся мимо поездов. Случаев, когда станция метрополитен в Москве открывалась на уже действующей линии, совсем немного — всего 12 за 83 года. О них рассказывает mos.ru.
Метрополитен готовится к открытию еще одной станции. До конца года планируется завершить стройка «Беломорской». Она находится на перегоне «Речной вокзал» — «Ховрино». Запуска станции ждут жители районов Ховрино, Западное Дегунино и Левобережный. Ожидается, что ее пассажиропоток достигнет 150 тысяч человек в сутки.
«Беломорская» могла оказаться на схеме метро раньше. Ее сооружение планировали одновременно со станцией «Ховрино». В 2014-м начались подготовительные работы, которые вскоре пришлось приостановить. Помешали сложные гидрогеологические обстоятельства. Оказалось, что на глубине 15–20 метров находятся водонасыщенные пески — плывуны — и для строительства станции необходимо укрепить фундамент ближайшего дома. В 2016 году работы возобновили по многочисленным просьбам жителей.
При проектировании «Беломорской» учитывается возможность дальнейшего развития метрополитена в Молжаниновском районе и городском округе Химки с организацией между станциями пересадочного узла.
Как в Ховрино пришло метрополитен
Случай с «Беломорской» не первый в истории подземки, когда новая станция появляется на уже действующем участке. Обыкновенно это бывает по совершенно стандартной причине: новый отрезок метро готов одобрить пассажиров, а одна из станций — еще нет. Конечно, в таких условиях лучше открыть всю линию сразу, а недостроенную станцию — чуть позже. Так произошло еще в первые годы существования метрополитен.
1 января 1943 года зеленая линия была продлена от «Театральной» (наименования современные) до «Автозаводской». Но две промежуточные станции глубокого заложения, «Новокузнецкая» и «Павелецкая», не могли сразу одобрить пассажиров. Завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде. Заказ на их изготовление был передан в Москву, на это ушло время, и эскалаторы поступили всего летом 1943 года. Сами станции были открыты для пассажиров почти минуя год после запуска участка — 20 ноября 1943-го. Похожая ситуация сложилась и на участке четвертой очереди Московского метрополитена. Отрезок синей линии от «Курской» до современной «Партизанской» был открыт 18 января 1944 года, а расположенная на нем станция «Электрозаводская» — 15 мая 1944-го, в девятый день рождения метрополитен.
Метро юрского периода, или Древние ископаемые в стенах столичной подземки Окаменелости в метрополитен: на каких станциях искать ископаемые юрского периода
Два месяца пассажиры проезжали мимо строящейся «Кунцевской», которая открылась 31 августа 1965 года на участке Филевской линии (тогда она доходила до «Молодежной»). В 2008 году этот участок после «Кунцевской» отошел Арбатско-Покровской линии, прежняя станция превратилась в кросс-платформенную, и была построена еще одна «Кунцевская», всего-навсего уже для синей ветки. На отрезке Арбатско-Покровской линии между «Кунцевской» и «Парком Победы» поезда также проносились мимо станции «Славянский бульвар» — в течение восьми месяцев. Новый участок открылся 7 января 2008 года, «Славянский бульвар» — 7 сентября. Еще одну готовую к открытию станцию пассажирам пришлось в 1990-е годы ожидать гораздо дольше. Четыре года поезда Люблинско-Дмитровской линии (тогда — Люблинской) проезжали мимо «Дубровки»: строители из-за плывуна не могли никак закончить наклонный ход для эскалаторов. Станция из-за этого вместо 1995 года открылась 11 декабря 1999-го.
«Тверская» — классика советской инженерной мысли
Но были в истории метрополитен и совершенно уникальные случаи. История «Тверской» началась в 1930-е годы, когда метрополитен только проектировалось. Планы прокладки линий неоднократно пересматривали, а задел, где сегодня находится сама станция, был создан собственно во время прокладки первых линий через центр города. От создания станции на этом месте в те времена пришлось отказаться по ряду технических причин. Вернулись к этой идее всего-навсего через 40 лет.
Планом развития Московского метрополитена предусматривалось продление Ждановско-Краснопресненской линии (ныне — Таганско-Краснопресненская) к Пушкинской площади. Чтобы гарантировать пересадку на Горьковско-Замоскворецкую линию (сейчас — Замоскворецкая), требовалось встроить станцию на действующем перегоне «Маяковская» — «Площадь Свердлова» (сейчас станция называется «Театральная»).
Открытие «Тверской» состоялось 20 июля 1979 года. До осени 1990-го она носила наименование «Горьковская» — в честь писателя Максима Горького.
По конструктивному типу «Тверская» — трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Подобных ей довольно много, а в архитектуре нет ничего необычного. Но многие инженерные решения при ее строительстве можно назвать уникальными. Строили ее на уже действующем перегоне, геологические обстоятельства были непростыми, а городская застройка в центре столицы — весьма густой.
Эти обстоятельства вынудили отказаться от создания отдельного шахтного ствола и использовать уже имеющуюся шахту станции «Пушкинская». Были исключены и обходные тоннели, обеспечивающие бесперебойное движение поездов по Замоскворецкой линии в этап строительства. Временные пути проложили прямо по осевой линии будущей станции.
«Тверская» — классика отечественной инженерной мысли, решающий опыт проектирования и строительства метро в центральной части больших городов. Фото, схемы и расчеты инженерных решений при ее сооружении вошли в учебники по архитектуре и строительству как пример рационально выбранной строительной стратегии и технологии.
«Воробьевы горы» — первая в России станция над рекой
Если «Тверская» стала огромным успехом отечественных проектировщиков, строителей и инженеров, то сконструированные по уникальному проекту «Воробьевы горы» (тогда — «Ленинские горы») — примером ошибок. Впервые станция открылась 12 января 1959 года на Сокольнической линии в составе участка «Спортивная» — «Университет». Расположена она была в нижнем ярусе метромоста над Москвой-рекой. Ее так спешили сдать в эксплуатацию, что не были соблюдены нормы строительства. Кроме того, в целях экономии металлические опоры заменили на железобетонные. Это привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль, чтобы ускорить бетонирование. Вскоре это стало причиной коррозии элементов арматуры.
К тому же произвели некачественную гидроизоляцию — станцию всегда подтапливало, а летом 1959-го затопило основательно. Спустя год начал рушиться потолок, а в бетонных покрытиях появились трещины. Проблемы нарастали с каждым годом, и в конце концов эксплуатация станции оказалась небезопасной. 25 октября 1983 года ее пришлось закрыть.
Реконструкция продолжалась 19 лет. Вначале поезда осторожно ехали через пустынную и обветшавшую станцию, затем над Москвой-рекой были построены временные объездные пути. По сути, прежняя станция «Ленинские горы» была разобрана, и на ее месте 14 декабря 2002 года открыта новая — «Воробьевы горы». Зато она осталась самой длинной станцией метрополитен (270 метров) и единственной, расположенной на мосту.
«Шаболовская»: станция-призрак
Многое в «Шаболовской» — и судьба, и внешний лицо — довольно необычно. Станцию построили в 1962 году в составе участка «Октябрьская» — «Новые Черемушки», но в эксплуатацию решили не вводить.
Возникли большие сложности с прокладкой наклонного эскалаторного хода в непростых геологических условиях. Да и пассажиропоток на этом участке ожидался совсем небольшой. В итоге станция простояла в виде пустого подземного объема около двадцати лет — поезда проносились сквозь нее без остановок.
В число действующих она вошла 5 ноября 1980 года, когда были решены технические вопросы. Собственно поэтому внешний облик «Шаболовской» заметно отличается от соседних, которые строились на два десятка лет ранее.
В конструктивном смысле это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Концептуальный дизайн связан с телевидением и радиовещанием, а многие элементы оформления перекликаются с находящейся наверху Шуховской башней.
«Спартак»: станция со спортивным духом
Станция метрополитен «Спартак» могла принять первых пассажиров в середине 1970-х годов. Тогда ее сооружение велось одновременно со строительством участка «Октябрьское Поле» — «Планерная», открытого 30 декабря 1975-го.
Во время строительства она носила проектные наименования «Волоколамская» и «Аэрополе». Но необходимость в станции отпала — стройка жилого микрорайона на месте Тушинского аэродрома отменили. Поэтому новый участок линии был открыт без нее. Ее каркас законсервировали, вестибюли построены не были, отделка станции не производилась, выходов на поверхность она не имела. Попросту поезда Таганско-Краснопресненской линии почти 39 лет проезжали мимо задела станции, которая была видна пассажирам из окон.
К планам вернулись только лишь в 2012 году, когда город представил программу развития метрополитена, а рядом строили стадион «Спартак», готовящийся одобрить игры чемпионата мира по футболу.
Работы по расконсервации станции начали в декабре 2012-го. Если построенные в 1974 году конструкции платформы оставались неизменными, то вестибюли необходимо было проектировать заново. В итоге было решено возводить наземный северный вестибюль, связанный с платформой эскалатором, и подземный южный — с выходами минуя подуличный переход. 27 августа 2014 года состоялось одновременное открытие станции метрополитен «Спартак» и футбольного стадиона.
«Технопарк»: наземная станция с береговыми платформами
«Технопарк» запустили на действующем участке Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской» в декабре 2015 года. Это одна из немногих наземных станций метрополитен с береговыми платформами: оба пути проходят в центре, а не по бокам станции.
Станции пришлось ожидать открытия с 1960-х годов. Тогда при продлении Замоскворецкого радиуса на юг от «Автозаводской» был оставлен задел под перспективную станцию «Парк имени 60-летия Октября». Она так и не была построена — рядом не было жилой застройки, а организации и предприятия почти отсутствовали.
В 2004-м первоначальный план станции разработали в составе проекта создания городского технопарка. Спустя три года станцию включили в план на 2008–2010 годы со сроком сдачи в 2009 году. В 2008-м станции официально присвоили наименование «Технопарк». Но и тогда сроки начала ее строительства переносили несколько раз.
Весной 2013-го город принял проект комплексной реорганизации бывшей промзоны «ЗИЛ». На территории площадью около 470 гектаров планируется до 2022 года разместить жилые микрорайоны, деловой центр, парки, спортивный кластер и промышленные объекты. В июле того же года по итогам конкурса был определен генеральный подрядчик строительства станции «Технопарк». А в сентябре начались работы по организации стройплощадки.
Преображение промзоны «ЗИЛ»: открытие проспекта Лихачева и парка «Тюфелева роща»
В первой половине 2014 года провели подготовительные работы, во время которой были переложены коммуникации, а уже в июле строители приступили к сооружению фундамента. 28 декабря 2015 года «Технопарк» ввели в эксплуатацию.
Источник: Правительство Москвы