Разбираемся в классике: какую музыку слушали в Средневековье
Миниатюра из рукописи с кантигами (духовными песнями) Девы Марии. XIII век Изучаем историю нотной системы, русского колокольного звона и григорианских хоралов.
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Откуда мы знаем, как звучала средневековая музыка?
— Многие из произведений, созданных в Средневековье, мы можем исполнять сейчас благодаря нотописи — она существует с Х века. К тому же сохранились многие инструменты, на которых играли в то время, потому сегодня мы примерно понимаем, как звучала музыка тогда.
На Руси еще до Крещения были свои музыкальные традиции, связанные, так, с земледельческими обрядами. Играли на гуслях, дудках, свирелях. А после Крещения начала внедряться византийская цивилизация, появились первые церковные песни. Больше всего ценился звук голоса без сопровождения инструментов, пение а капелла. После Х века на Русь с Запада пришел колокол. Оказавшись в руках русских звонарей, изначально сигнальный инструмент превратился в музыкальный, а колокольный звон стал искусством.
Как до изобретения звукозаписи музыка распространялась по миру?
— Долгое время музыка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Запоминали слова, мотив. Разумеется, все это с течением времени искажалось, теряло первоначальную форму, и вряд ли мы сейчас можем точно произнести, как звучал тот или иной напев в III веке. Как правило, от оригинала остается только лишь суть.
Интересным образом развивались григорианские хоралы — богослужебные песнопения в Римско-католической церкви. Хорал III века довольно сильно отличается от хорала VI века. Стали добавляться новые голоса, менялась мелодия. И всего лишь в Х веке монах Гвидо д’Ареццо, теоретик музыки, записал ноты на четырехлинейном нотном стане. После его нотную систему дорабатывали — такой, какой мы ее знаем сейчас, она стала в XVII веке. Уместно, названия нот — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю. Вот так она звучала на латыни (нота до вплоть до XVII века называлась ut (ут):
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.
Sancte Iohannes.
В переводе на русский язык молитва звучит так:
Чтобы в целый голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с их уст,
Святой Иоанн.
Старинную музыку непременно исполнять на инструментах времени ее создания?
— Необязательно, хотя существует довольно много исторических оркестров, которые играют на аутентичных инструментах с жилистыми (а не железными) струнами. Они звучат гораздо тише, чем те, которые мы привыкли слышать. Все потому, что таких больших концертных пространств, как сегодня, в Средневековье не было. Громкие инструменты были не нужны.
Инструменты стали дорабатывать, чтобы добавить им яркости звучания. Современный рояль весьма отличается даже от того, каким он был всего 100 лет назад. Скрипки, какими мы их знаем, появились лишь в XVII веке, совсем недавно. Их очень сильно модифицировали — в частности, к этому имел отношение созидатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей, Николо Амати. Уместно, в числе его учеников был и сам Антонио Страдивари.
Источник: Правительство Москвы