Истории вещей: почему в начале ХХ века отказались от строительства метрополитен на Красной площади
Каразин Н.Н. «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Красная площадь (по проекту инженера П.И. Балинского)». 1902 год. Бумага, акварель. Из коллекции Музея Москвы О двух блестящих инженерах и одном нереализованном проекте, который мог кардинально изменить центр Москвы.
Сегодня в рубрике «История вещей» рисунки художника Николая Каразина. С их помощью мы можем представить, как выглядела бы Москва, если бы в начале XX века метрополитен построили по одному из главных проектов инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре.
Первые нереализованные проекты электрифицированной подземной железной дороги в Москве появились еще в конце XIX века. В 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала минуя Лубянскую и Трубную площади до Марьиной Рощи. Наиболее детально был проработан проект, выдвинутый в мае 1902 года Балинским и Кнорре. Электрическая железная дорога должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой.
Петр Балинский, сын известного профессора-психиатра, учился в Санкт-Петербургском университете, окончил Институт гражданских инженеров по первому разряду. Строил железную дорогу Вильно — Ровно, служил в городской управе Санкт-Петербурга. В конце XIX века он представил проект петербургского метрополитена со зданием самого большого в мире центрального вокзала, который стал бы местом соединения подземки и пассажирской железной дороги.
В 1902 году Петр Балинский совместно с инженером Евгением Кнорре, прославившимся созданием мостов на Транссибирской магистрали, разработал схожий проект метрополитена для Москвы. Он предусматривал две сети железных дорог — внеуличного типа и большой скорости (собственно, метрополитен), а также пути для электрических трамваев. Планировалось построить 74 надземные и подземные станции, из которых наиболее грандиозным был бы центральный вокзал у Кремля, который можно увидеть на рисунках Николая Каразина.
Радиальные линии, соединявшиеся с Окружной железной дорогостоящий, предполагалось построить в три очереди. Сметная стоимость работ по предложенному проекту составила 155 миллионов рублей. Петр Балинский предложил гласным Московской думы на выбор два варианта: либо вести стройка на деньги заранее найденного инженерами инвестора, либо на средства города.
Проект так и не был реализован из-за своей радикальности. Балинский и Кнорре предлагали проколотить сквозь существовавшую плотную застройку улицы-дублеры, параллельные Тверской и Мясницкой. Одна из них — проспект Николая II, начинаясь от Кремлевского проезда, тянулась бы до Ходынки, параллельно Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицам. Это предполагало снос множества домов и других объектов, в том числе церкви. В реализации проекта было отказано.
После ухода с государственной службы Петр Балинский занялся бизнесом: был российским представителем британской оружейной компании «Викерс, сыновья и Максим Лтд», вице-председателем Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов, а позже возглавил правление акционерного общества артиллерийских и торпедных заводов «Русский Уайтхед». Евгений Кнорре же занимался преподавательской деятельностью — читал лекции студентам Высшего технического училища в Москве (сейчас — Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей».
Источник: Правительство Москвы