Привычка помогать людям, или История московской медицинской династии
Валентина Бодунова и Светлана Аскерко, врач-невролог и заведующая отделением кардиологии филиала № 2 городской поликлиники № 166 О медицинских разговорах за праздничным столом и преемственности поколений — в интервью mos.ru с победителями конкурса «Московская медицинская династия».
Валентина Бодунова и ее дочь Светлана Аскерко — представители медицинской династии во втором и третьем поколении. Валентина Александровна работает неврологом в филиале поликлиники № 166 с 1977 года. Светлана Николаевна пришла сюда как врач-кардиолог итого несколько лет назад, но знает поликлинику с самого детства: мама часто брала ее на работу после садика. Мы выяснили, каково это — жить в семье, где врачей намного больше, чем представителей других профессий.
— У вас в семье 16 медицинских работников — настоящая династия. Расскажите, когда и с кого она началась?
Валентина Бодунова: Мой папа, Мансуров Александр Павлович, закончил Куйбышевскую медицинскую академию. Когда началась Великая Отечественная война, он пошел врачом на фронт и дошел до Берлина в звании майора медицинской службы, был начальником медсанбата. С 1953 года работал фтизиатром в знаменитой Теткинской больнице в Курской области. Мама, Мансурова Александра Георгиевна, была медицинской сестрой, она в 16 лет тоже ушла на фронт. С папой они познакомились во Льгове после войны. У них было трое детей, двое из которых стали врачами.
Если бы не мои родители, никакой династии не было бы. Это были потрясающие люди, они жили для других, всегда всем помогали и относились ко всем пациентам одинаково, независимо от статуса, будь то высокопоставленный партийный работник или несложный колхозник. Не было ни одного вечера, чтобы кто-то не вызвал отца или не пришел к маме за помощью. Три поколения сменилось, а их до сих пор вспоминают в Теткине. К отцу приезжали пациенты со всей Курской области.
Светлана Аскерко: Я хорошо помню бабушку и дедушку. Они всегда были для нас примером не только лишь доброты и отзывчивости, но и интеллигентности. Дедушка всю жизнь даже дома ходил в брюках и рубашке, так как в любой момент могли прийти как за помощью, так и за советом, зная, что двери этого дома открыты днем и ночью для всех без исключения. Старушка к дедушке при посторонних обращалась по имени-отчеству — Александр Павлович. Но главное, что меня удивляло и восхищало, — это их профессиональная грамотность. В те времена не было возможности сразу направить на инструментальные обследования, но дедушка всегда ставил верные диагнозы благодаря чуткому и внимательному опросу и осмотру пациента. Безусловно, немаловажную роль играли глубокие знания и врачебный эксперимент.
— Врачи каких специальностей есть в вашей семье?
Валентина Бодунова: Весьма многих: терапевт, акушер-гинеколог, невролог, кардиолог, стоматолог-протезист, медсестра. Всего у меня одной трое детей — и все врачи. Светлана — кардиолог, Наталья — гастроэнтеролог, эндокринолог и онколог, Евгений — нарколог. Мы порой в шутку говорим, что если собрать всех родных, то сможем открыть медицинский центр — все специалисты есть.
Многих эта замечательная специальность свела. Родители познакомились в льговской больнице. Мой муж начал ухаживать за мной в мединституте. Двоюродная сестра с будущим мужем тоже познакомились во время учебы в медицинском. У сына супруга — медсестра, они работали в одном отделении.
— Что считаете самым сложным и, наоборот, самым лучшим в вашей профессии?
Валентина Бодунова: Самое хорошее — когда человек к тебе приходит с болью, а ты ему помогаешь. А сложное — это то, что работа сама по себе весьма тяжелая, нервная. Но все равно я ее считаю самой лучшей.
Светлана Аскерко: Я согласна, что самое большое удовлетворение в нашей работе — это итог, когда ты понимаешь, что правильно поставил диагноз. Или вовремя принял какое-то решение. У меня было несколько случаев, когда люди отказывались от экстренной госпитализации по скорой, но я их убеждала, а после им кардиохирурги говорили: «Вы знаете, еще бы немножко — и был бы инфаркт миокарда».
Сложно найти верный подход к каждому пациенту, но и это с опытом приходит. Я думаю, что очень тяжело бывает нашим семьям. Мы ведь и дома порой работаем. И с работы приходим с непростым эмоциональным грузом.
— Почему вы выбрали свои специальности?
Светлана Аскерко: Мне еще в институте нравилась анатомия сердечно-сосудистой системы. На зачете по этому предмету мне даже преподавательница пророчески сказала: «Вы будете кардиологом».
Валентина Бодунова: Ранее после третьего курса студентов делили на три потока: терапию, хирургию, акушерство и гинекологию. Хирург из меня никакой, я весьма жалостлива, акушер-гинеколог тоже не мое, поэтому я пошла в терапию. После института три года проработала терапевтом в женской консультации, а после мой муж — он был неврологом — посоветовал мне попробовать себя в неврологии. Я вначале была не уверена: неврология — очень сложная наука. Но в итоге я все же переучилась и не жалею об этом, мне кажется, у меня самое интересное направление медицины.
— Влияют ли как-то новые технологии, которые применяют в здравоохранении в последнее время, на вашу работу?
Светлана Аскерко: С ЕМИАС стало удобнее, работа ускорилась, появилось больше времени на общение с пациентом. Наш амбулаторный центр оснащен всем необходимым оборудованием для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Мне как кардиологу важно, чтобы больные могли получить целый объем обследований на амбулаторном уровне, в одном месте, так как большинство пациентов моего профиля — это люди среднего и пожилого возраста.
Валентина Бодунова: Специальность врача всегда была одной из самых сложных. Хорошо, что сейчас новые технологии приходят нам на поддержка. Поликлиника оснащена современным оборудованием, которое соответствует международным стандартам. Это помогает вовремя диагностировать и лечить заболевания.
— Какие новогодние традиции существуют в вашей семье?
Валентина Бодунова: У нас с детьми главная традиция — встречать Новый год совместно. Что бы ни случилось, все съезжаются ко мне, и мы празднуем. За столом стараемся не говорить о работе, но долго не выдерживаем, все равно так или иначе приходим к этой теме. Делимся интересными случаями, достижениями, весьма часто советуемся друг с другом.
— Валентина Александровна, какой рекомендация вы можете дать начинающим врачам?
Валентина Бодунова: Лечить нужно не только лишь лекарством, но и словом. Владимир Бехтерев говорил: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не доктор».
Я всегда говорю своим детям: «Как бы вам тяжело ни было, никогда не срывайтесь. В голосе не должно звучать отрицательных эмоций. Всем бывает плохо, но, когда приходишь на работу, надо оставить все личные проблемы за дверью». Усмешка, доброе слово доктора очень много значат.
Светлана Аскерко: Мама всегда помогала нам не всего-навсего советом, но и собственным примером. Для нас она образец трудолюбия, женской красоты, обаяния, хорошего настроения, преданности профессии. Мы знаем, что к ней можно обратиться по любому вопросу. В нашей династии мама — самый авторитетный член семьи.
— Светлана Николаевна, а ваши малыши планируют продолжать семейное дело?
Светлана Аскерко: Моя старшая дочь в девятом классе, планирует заниматься генетикой. Она ходит на дополнительные курсы по генной инженерии при МГУ, ей весьма нравится. Младшая тоже уже заявила, что хочет быть кардиологом.
Источник: Правительство Москвы