Дом Толстого без Толстого и дом Пушкина без Пушкина: истории деревянных построек столицы
Фото: mos.ru. Максим ДенисовБывал ли Пушкин у своего дяди, как дерево маскировали под камень и все ли здания сгорели при пожаре 1812 года? Рассказываем истории деревянных домов столицы.
Деревянные здания в Москве — большая редкость. Их стараются хранить и восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции.
По словам москвоведа Александра Усольцева, работа эта необходима, потому что лишь рассматривая невысокие здания с колоннами, флигелями и резными наличниками можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
«Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если ранее, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет, — рассказывает Александр Усольцев. — Разумеется, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений».
Mos.ru нашел старинные деревянные дома, мимо которых невозможно минуть. Некоторые из них можно осмотреть не только снаружи, но и изнутри.
Усадьба А.П. Сытина
Сытинский переулок, дом 5/10, строение 5
В 1804 году бригадир Измайловского полка Андрей Петрович Сытин стал владельцем дома в переулке в центре Москвы. Деревянное здание построили в стиле зрелого московского классицизма, с парадной анфиладой комнат вдоль главного фасада и антресолями со стороны двора. Фасад украсили портиком с четырьмя коринфскими колоннами.
В таком виде дом простоял до событий 1812 года и чудом в числе немногих уцелел после большого пожара. Позднее на фасаде появились наличники и лепные орнаменты в стиле ампир. В 1832 году у дома сменился владелец. Новым стал коллежский асессор Николай Хозиков. В этот же этап к главному дому со стороны двора пристроили два деревянных крыльца на каменном фундаменте.
Не обошли усадьбу стороной и перемены 1917 года — здание отдали под коммунальное жилье. Изменилась планировка, в негодность пришли паркет и деревянное оформление. Исторический лицо удалось восстановить только в 1978–1985 годах. В 1980-х тут работали сотрудники Росрыбпромсбыта Министерства рыбного хозяйства СССР. А в 1990-е и 2000-е здание оказалось целиком заброшено.
Большая реставрация в рамках инвестиционной программы «1 рубль за 1 квадратный метр» началась в усадьбе в декабре 2016 года. Работы шли больше двух с половиной лет. Реставраторы восстановили оконные проемы и стены, воссоздали рисунок дубового паркета, белокаменные лестницы, отреставрировали декор фасадов, а также раскрыли на цокольном этаже 7 окон. Дом Сытина — объект культурного наследия федерального значения.
В стиле московского классицизма: завершена реставрация усадьбы Андрея Сытина
Дом в Елоховском проезде
Елоховский проезд, дом 5
По оценкам историков, пожар 1812 года уничтожил почти две трети московских домов. Еще одну из построек, переживших эти события, можно найти в Елоховском проезде.
За последние 200 лет здание пережило несколько перепланировок. Изначально тут жила семья майора Андрея Демидова, внука горнозаводчика и благотворителя Прокопия Демидова. После 1917 года здание перешло в ведение Управления московскими городскими железными дорогами. В 1960–1970-е тут были коммунальные квартиры.
На восстановление исторического облика здания и его интерьеров ушли три с половиной года. Специалисты обновили перекрытия и кровлю особняка, отреставрировали исторические оконные проемы, слуховые окна и дымовые трубы, воссоздали по архивным описаниям и уцелевшим фрагментам декора белокаменную облицовку цоколя и белокаменный пояс. А над входами закрепили новые металлические козырьки — точные копии утраченных.
В порядок привели и интерьер особняка: в комнатах удалось воссоздать обстановку начала позапрошлого века. Также были отремонтированы печи, которые в то время отапливали особняк. На некоторых из них сохранилась облицовка из изразцов: ее тоже восстановили.
Классика позапрошлого века: в Елоховском проезде отреставрировали дом с мезонином
Дом В.Л. Пушкина
Старая Басманная улица, дом 36
В этом небольшом особняке на Старой Басманной улице действительно жил дядя Александра Сергеевича Пушкина, Василий Львович. Истина, сам дом ему не принадлежал — поэт арендовал его у Пелагеи Кетчер, жены владельца завода хирургических инструментов. Особняк был специально построен для сдачи внаем.
Тут расположился Дом-музей В.Л. Пушкина, филиал Государственного музея А.С. Пушкина. Внутри устроили постоянную выставку, регулярно проходят экскурсии. Однако долгое время попасть вовнутрь посетители не могли. В 1998 году дом, уже аварийный, закрыли на реконструкцию (до этого внутри работал Российский конструкторско-технологический институт).
Ученые и реставраторы взялись за монумент истории и культуры только в 2012–2013 годах. Они восстановили внутреннюю планировку и интерьеры, а фасад оставили таким, каким он был в XIX веке. По старым фотографиям заново выстроили ограду с воротами, обшитую деревянными профилями.
В 2013 году дом стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».
Уместно, пушкиноведы до сих пор не могут сойтись во мнении, приезжал ли сюда поэт после Михайловской ссылки и встречи с Александром I. Дело в том, что Василию Львовичу являлся собственностью еще один особняк, на углу Старой Басманной и Токмакова переулка. И куда собственно отправился Пушкин из Кремля, точно установить не удалось.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве Где читал стихи, венчался и танцевал Пушкин: гид по знаковым для поэта местам
«Каждый деревянный дом по-своему уникален. Тот же самый дом Василия Пушкина не был чем-то выдающимся в плане архитектуры, похожих домов в Москве было много. Ценность его в истории и людях, живших тут», — объясняет Александр Усольцев.
Городская усадьба Льва Толстого
Улица Льва Толстого, дом 21
Старинную столичную усадьбу «Хамовники» Лев Толстой купил в 1882 году у коллежского секретаря И.А. Арнаутова. Главный деревянный дом был построен между в 1800–1805 годы, а окружал его большой сад с беседкой. Собственно из-за этого прекрасного сада писатель и решил купить усадьбу, чтобы не тосковать по природе вдали от Ясной Поляны.
В Хамовниках Лев Толстой жил до весны 1901-го, возвращаясь на лето в Ясную Поляну. В усадьбе писатель создал около сотни произведений, в числе которых «Воскресение», «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича».
После революции по указу Владимира Ленина национализированную усадьбу отреставрировали. В 1921 году в деревянном доме Льва Толстого, расположенном на одноименной улице, открылся мемориальный музей писателя. Сегодня он входит в состав Государственного музея Л.Н. Толстого.
Деревянный дом неоднократно реставрировали, а в начале 2000-х провели электрическое освещение. В 2011 году был обновлен фасад дома, проведены ремонтные работы внутри здания.
Дом Лопухиных-Станицкой
Улица Пречистенка, дом 11/8, строение 1
Еще 1 адрес, связанный с жизнью Льва Толстого. В здании в стиле ампир находится литературный музея писателя. Тут уже представлена основная литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Льва Толстого.
Дом сохранил историческую планировку и убранство фасадов. Истина, сам Толстой в нем никогда не жил, более того — ни разу не бывал.
Главный дом усадьбы построен в 1817–1822 годах для гвардии поручика Василия Абрамовича Лопухина. После дом перешел его сыновьям Абраму и Владимиру, а затем остался во владении старшего брата.
В усадьбу Лопухиных музейные собрания и артефакты, связанные с жизнью Толстого, перевезли в 1920 году. Первая экспозиция на новом месте была приурочена к десятой годовщине со дня смерти писателя. Сегодня это не всего-навсего музей, но и памятник архитектуры федерального значения.
Больничный корпус в Огородной слободе
Переулок Огородная Слобода, дом 9, строение 1
В окрестностях Чистых прудов, в переулке Огородная слобода, стоит небольшой двухэтажный дом. Это бывший больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы. Известно, что построили его в 1875 году по проекту Александра Мейнгарда. Стройка нового корпуса было необходимо, в первую очередь, требовались новые места для больных и жилье для персонала. Кроме того, больничные палаты были небольшими и ветхими, а значит, заболевания могли распространяться среди пациентов.
Из записей 1914 года известно, что оба этажа занимали палаты для женщин, после 1917-го здание стало административным, а в 1930-е и вовсе осталось единственным в больничном городке. Остальные постройки решено было снести.
Сохранившийся корпус — 1 из редких примеров столичной деревянной застройки XIX века. В 2016 году здание больницы признали памятником архитектуры.
Дом Поливанова
Денежный переулок, дом 9
Дом Поливанова, названный так по имени владельца А.К. Поливанова, — 1 из памятников деревянного классицизма послепожарной Москвы. Одноэтажный, с колоннами на парадном фасаде и мезонином, он был построен архитектором Григорьевым после пожара 1812 года. Дом целиком деревянный, однако выглядит так, будто отделан камнем. Это была довольно распространенная практика: деревянные особняки обшивали специальными досками с выемками, имитирующими камень, чтобы те выглядели дороже.
Кроме главного дома, в усадьбе был одноэтажный флигель и соединявшая их деревянная ограда с резными воротами. Композиционный центр здания — шестиколонный портик тосканского ордера, типический для домов деревянного классицизма. В 1835–1836 годах в доме жил знакомый Пушкина, член литературного кружка «Арзамас» Степан Жихарев. Некоторые историки считают, что и сам поэт мог гостить тут.
После Октябрьской революции дом, как и многие другие, поделили на коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны в особняке располагалась Всесоюзная школа радистов. Еще какое-то время после войны в доме продолжали жить люди, а в 2004 году пожар едва не уничтожил постройку. Тогда москвичи собрали подписи в защиту дома, архитектурный монумент отреставрировали и вернули стенам исторический цвет.
«Это вообще одна из первых исторических построек, судьбой которой начали интересоваться горожане. Еще до появления специальных ведомств, до широкого распространения интернета», — вспоминает Александр Усольцев.
Дом-музей Тургенева
Улица Остоженка, дом 37/7, строение 1
Этот дом еще называют домиком Муму. В городской усадьбе на Остоженке жила Варвара Петровна Тургенева, мама писателя Ивана Тургенева. Он часто бывал в усадьбе проездом, а после смерти Варвары Петровны в 1850-м останавливался тут на два месяца, пока решался вопрос с наследством. История, случившаяся в этом доме, легла в основу его рассказа «Муму».
В 2007 году решено было создать тут музей И.С. Тургенева. Двухэтажный деревянный дом с каменным подвалом — одна из старейших построек в Хамовниках. В 2018-м в здании провели масштабную реставрацию: специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей.
Здание признано объектом культурного наследия федерального значения.
Дом Эдуарда фон Беренса
Гусятников переулок, дом 7, строение 1
Усадьба коллежского асессора Эдуарда фон Беренса построена в 1871 году архитектором Михаилом Фидлером. Зодчество уникальна: в доме нет главного корпуса и флигелей, вместо этого были возведены два симметричных строения.
В 1905 году усадьбу перестроили под училище по проекту Николая Благовещенского. После революции дом стал государственной собственностью и был разделен на коммунальные квартиры. Известно, что в 1920-е в одной из коммунальных квартир этого дома жил грядущий кинорежиссер Григорий Рошаль.
В 1960-е усадьба потеряла левый корпус, его снесли во время строительства соседнего здания. В 2017 году в рамках программы «1 рубль за 1 квадратный метр» здание отреставрировали.
Спасатели истории: какие памятники архитектуры отреставрировали по программе «1 рубль за 1 квадратный метр»
Господский дом усадьбы «Кусково»
Улица Юности, дом 2, строение 1
Объект культурного наследия федерального значения, главное сооружение загородной увеселительной усадьбы графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. Большой дом выстроен в стиле русского классицизма.
Его возводили в 1769–1775 годах под руководством московского архитектора Карла Бланка для летних торжественных приемов. Дворец деревянный, из лиственницы, у него есть парадный этаж, антресоли, а в высоком каменном цоколе разместили винные погреба и хозяйственные помещения.
Несмотря на то что дворец деревянный, проект типичен скорее для каменных построек второй половины XVIII века. Так, фасад украшают три колонных портика: центральный, фронтон которого украшен пышной резьбой, и боковые.
Дворец Шереметевых, по мнению экспертов, неплохо сохранился, а в 2019 году его отреставрировали. Специалисты обновили фасады здания, кровлю, колонны и каменные элементы.
Усадьба открыта для посетителей, тут проходят выставки, проводят экскурсии по залам.
Источник: Правительство Москвы