Два века и еще десять лет: первый корпус Склифа отмечает юбилей
С чего началась история знаменитого медицинского института, почему граф Шереметев решил перестроить богадельню и откуда взялся Склифосовский.
210 лет исполнилось на этой неделе удивительному зданию на Сухаревской площади. Этот белый особняк со светлой колоннадой больше подошел бы музею или театру, но история распорядилась иначе — уже больше двух веков здесь работают врачи. В самом начале это были специалисты бесплатной больницы при странноприимном доме графа Шереметева. Сейчас тут принимают самых сложных пациентов врачи Института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения Москвы.
От странноприимного дома графа Шереметева до флагмана экстренной помощи в России: 95 лет Склифу
Mos.ru рассказывает, как появился необычный корпус, кто и кого тут лечил и какие секреты скрывают двухвековые стены.
Граф, филантроп и меценат
Шел 1810 год, в Москве торжественно открывали странноприимный дом графа Шереметева — место, где могли бы одновременно жить и лечиться люди с небольшим достатком (или вовсе без него). Таков был замысел владельца особняка с колоннами, графа Николая Петровича Шереметева, большого любителя театра, известного столичного благотворителя и директора Московского дворянского банка.
Первый кирпич будущей «каменной гошпитали» на Черкасских огородах он заложил в день своего рождения, 28 июня 1792 года. Решение создать в Москве больницу для бедных граф объяснил в письме императору Александру I.
«Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моем иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных», — писал граф.
Для разработки проекта и строительства меценат пригласил архитектора Елизвоя Назарова, ученика Василия Баженова и Матвея Казакова, бывшего крепостного. Здание поначалу строили скромное, похожее на обычную усадьбу. Но все изменилось в 1803 году.
Тогда после тяжелых родов скончалась супруга Николая Шереметева Прасковья Ковалева-Жемчугова. Пораженный утратой граф решил целиком изменить проект постройки и из простой богадельни сделать настоящий дворец милосердия. Для этого филантроп приглашает архитектора Джакомо Кварнеги, который и возведет будущий первый корпус Склифа — всем знакомое здание с двумя рядами белокаменных колонн тосканского ордера.
Роковая страсть, мезальянс и счастливый супружество: шесть историй любви из музеев Москвы
Работы продолжались больше десяти лет, до их окончания граф Шереметев не дожил, умерев годом ранее.
Кого здесь лечили?
Первыми жильцами дома призрения стали отставные офицеры, мелкие чиновники, священники и мещане. Но в помощи не отказывали почти никому. Благодаря стараниям Шереметева на счету заведения оказались крупные суммы, которые шли на содержание не всего только самого здания, но и его обитателей. Например, из денег, оставленных графом, собирали приданое для бедных или осиротевших девушек, уходили средства на выкуп из долговых тюрем и на похороны неимущих.
За первые 100 лет существования странноприимного дома графа Шереметева поддержка получили около двух миллионов человек. Сумма, потраченная на это, превышала 6 миллионов рублей.
В 1812 году в богадельне начали принимать и лечить раненых боец, какое-то время ее использовали как госпиталь французские войска. Все чаще здание с колоннами стало выполнять эту функцию: тут помогали участникам Крымской войны 1853–1856 годов, Русско-японской и Первой всемирный. А в 1877-м в действующую армию, которая сражалась на фронтах Русско-турецкой войны, отправился санитарный отряд, состоящий из сотрудников больницы.
Неудивительно, что скоро странноприимный дом Николая Шереметева начали называть Шереметевской больницей.
Богадельня — больница — научный центр
Особое внимание медицинской части работы дома Шереметева начали уделять после того, как главным врачом тут стал Алексей Тарасенков. Это случилось в 1858 году. Он буквально перестроил госпитальную систему — стал строго контролировать покупку и назначение лекарств, при нем врачи начали проводить регулярные обходы и смотреть больных.
В семидесятые годы XIX века здесь открылось «приходящее отделение» — бесплатная амбулатория. В больнице появились операционные с новейшим оборудованием, лаборатории и рентген-аппараты, одни из первых в столице.
С приходом советской власти богадельня и святилище в здании будущего Склифа работать прекратили, а вот больница осталась. И более того — начала вести круглосуточный и экстренный прием. А уже в 1919 году Моссовет решает создать в Шереметевской больнице станцию скорой помощи.
Минуя четыре года учреждение получит звание Научно-исследовательского института неотложной помощи и имя Николая Склифосовского. Это станет началом истории больницы, которую уже привычно называют Склифом. И куда для неотложной хирургической помощи везут самых тяжелых и сложных пациентов.
Кто тут лечил?
Интересно, что сам Николай Склифосовский в Склифе никогда не был. Его имя больнице присвоили по просьбе собрания московских врачей, многие из которых слушали лекции выдающегося хирурга.
На цоколе справа от колоннады главного здания можно найти мемориальную гранитную доску, на ней — барельеф и надпись: «Тут с 1928 по 1954 год работал профессор хирургии академик Академии медицинских наук СССР Сергей Сергеевич Юдин». Памятный знак появился в 1967 году как дань уважения главному хирургу института Сергею Юдину.
В начале XX века его называли третьей достопримечательностью столицы (первыми двумя были Третьяковская галерка и Красная площадь). Этот гениальный врач внес серьезный вклад в развитие военно-полевой медицины и травматологии. За всю жизнь он сделал более 17 тысяч операций на желудке, и собственно при Юдине Склиф стал главным хирургическим центром страны.
В разные годы в первом корпусе работали легендарные врачи и ученые: Григорий Герштейн, Василий Красинцев, Владимир Демихов и другие. Сейчас в научно-исследовательском институте ведут практику, в частности, главный нейрохирург России академик Владимир Крылов и главный трансплантолог Москвы академик Анзор Хубутия.
При чем тут масоны?
За два века появились у корпуса и немедицинские легенды. Так, над главным входом в здание, под сводами, Джакомо Кварнеги разместил вписанное в треугольник изображение. В этом барельефе некоторые поклонники мистики и тайн усматривают масонский символ. А особенно впечатлительные посетители утверждают, что в изогнутых по прихоти архитектора коридорах водятся привидения.
Но и без налета мистики первый корпус Склифа остается уникальным памятником московского классицизма. Его интерьеры мало похожи на обычные больничные палаты: помещения тут были отделаны белым мрамором и светло-зеленым уральским камнем. В левом крыле, по задумке Кварнеги, расположилась богадельня, в правом — больница, а центр здания заняла Троицкая церковь. Ее росписью занимался Доменико Скотти, ему же часть композиция «Триипостасное божество во славе» в куполе храма. По легенде, лицо одного из херувимов Скотти списал с сына графа Шереметева — Дмитрия. А ангела с бубном художник сделал похожим на супругу мецената Прасковью Ивановну.
Два же горельефа на стенах храма — «Воскрешение Лазаря» и «Избиение царем Иродом младенцев» — работы выдающегося скульптора академика Гавриила Замараева.
История и современность
Сейчас Склиф, разумеется, уже не помещается в единственном корпусе. В институте работает более 40 научных подразделений, из них половина — клинические. Из более чем 800 научных сотрудников и врачей трое носят звание академика, двое — члена-корреспондента РАМН, шестеро — заслуженных деятелей науки Российской Федерации, также тут работают 29 профессоров, 88 докторов и 226 кандидатов медицинских наук.
Каждый год врачи оказывают поддержка 67 тысячам больных — и москвичам, и жителям других регионов.
А в здании с белой колоннадой располагаются дирекция, научная часть и лаборатории. Тут же организовали музей медицины. В его экспозицию входят подлинные артефакты времен странноприимного дома, Шереметевской больницы, станции скорой помощи и института в первые годы его существования.
Источник: Правительство Москвы