Речная навигация, аэроклуб и открытие фототехникума: Главархив собрал апрельские публикации газет 1930-х годов
23 апреля 2022, 12:01Речная навигация, аэроклуб и открытие фототехникума: Главархив собрал апрельские публикации газет 1930-х годовНа снимке будущие летчицы — учлеты Сталинского районного аэроклуба у воздушного судна У-2 после первого полета (слева направо): Г.В. Суханова — фотометристка лампового завода, З.И. Чудова — старший статистик завода № 2 «Мосштамп» и З.И. Постникова — контролер цехПервые речные трамвайчики, начало эксплуатации канала Москва-Волга, девушки-летчицы и новые горизонты профобразования — о чем говорила Москва весной в 1930-х годах.
Пресса как нельзя лучше отражает дух времени. Архивные фонды хранят периодические печатные издания с первой четверти XIX века. С их помощью специалисты и попросту увлекающиеся историей горожане могут реконструировать прошлое и лучше его понять. В Главархиве Москвы рассказали, о чем писали на страницах газеты «Рабочая Москва» в апреле в 1930-х годах.
Речная навигация в 1 из годов того периода открылась рано — уже 9 апреля началось движение речных трамваев по Москве-реке от Крымского моста до «Лужников». Канал Москва — Волга длиной в 138 километров целиком заполнили водой. Волжская вода после очистки в конце месяца начала поступать минуя водопроводную сеть жителям районов Сталинский (он же Первомайский район на востоке города, ныне упраздненный) и Пролетарский (находился на юго-востоке по левому берегу Москвы-реки). В составе Октябрьской железной дороги открыли новый путь через Иваньковское водохранилище (Московское море). Спецкор «Рабочей Москвы» так писал об этом: «Поезд будет мчаться по высокой насыпи, с двух сторон которой плещется вода. В середине пути паровоз порвет красную ленточку и въедет на красивый однопролетный мост».
Еще одним достижением стало открытие Московской детской железной дороги в Раменском районе от платформы Отдых до остановки Кратово. В апреле тут совершили несколько рейсов с юными пассажирами, которые были весьма рады новинке и заполнили все три вагона поезда.
В это время в иной части города на московском аэродроме «Аэрофлота» на Ходынке ждали, когда просохнут после весны поля и летчики смогут возобновить доставку почты и грузов. Среди учеников летчиков были и девушки. Зачастую влюбленность к небу и занятия в районных аэроклубах они совмещали с основной работой на заводах и фабриках, но увлечения своего не оставляли.
А еще в апреле 1937 года на улице Кирова (ныне — улица Мясницкая) в доме 6 открылся первый в стране универмаг стандартных цен. Тут все товары продавались по фиксированным ценам — три, 5, 10, 15, 20 и 25 рублей. Продавцы получали деньги напрямую от покупателей — это помогало быстрому обслуживанию. Разменять деньги можно было рядом, в специальной кассе. Особой популярностью у покупателей пользовались галантерейные и посудо-хозяйственные товары. За 4 часа работы выручка могла составить более 51 тысячи рублей. Сейчас магазинами типа «все по одной цене» мало кого удивить, но в 1937 году это был уникальный и в своем роде экспериментальный проект Мосторга.
На фоне масштабной программы ликбеза предыдущих лет в 1930-х годах стали являться новые профессиональные направления, а университеты взяли курс на доступность высшего образования. Так, корреспонденты писали об открытии в Москве первого в масштабах всей страны фототехникума. Фоторепортеров, фотографов-портретистов и техников-технологов для предприятий Союзфото тут брались подготовить за три года, первокурсниками тогда стали 162 человека. Несколько транспортных вузов объявили о проведении первых дней открытых дверей. Самый первый в Союзе день открытых дверей должен был минуть в Московском институте инженеров транспорта. Как подмечали журналисты, если на Западе такие мероприятия были необходимы для привлечения студентов на коммерческой основе, то в СССР они давали возможность познакомиться с институтом или университетом, избрать специальность по своим желаниям и силам.
Продолжалось возведении новых объектов и ремонт московских дорог. Газеты писали о строительстве Большого Каменного моста возле Кремля, начале реконструкции Смоленского бульвара, завершении работ на Садовой-Кудринской улице и — с особым трепетом — о планах по возведению Дворца Советов. «В этом году будет сооружено первое кольцо фундамента, сейчас проведены работы по заливке битума, минуя 10–20 дней в траншеи поступит первый бетон», — сообщала газета «Рабочая Москва». Предполагалось, что фундамент грандиозного здания будет заключаться из двух колец, высота каждого — 20,5 метра. Сегодня мы знаем, что этим планам не суждено было сбыться.
Первомай 1937 года стал отличным поводом заявить о достижениях во всех отраслях. Помечать его собирались с размахом, ведь год был юбилейный — исполнялось 20 лет Октябрьской революции. Красноармейские дивизии готовились к параду на Красной площади. На Манежной сооружали 35-метровую башню с изображением «грандиозных деяний трудящихся СССР» и фонтан пищевых продуктов. Мосгоркино также приготовило особенную праздничную программу для горожан — после просмотра фильмов посетителей каждого кинотеатра ждал бал-карнавал.
Источник: Правительство Москвы