Подземные тайны Коломенского.
Это сейчас он музей-заповедник, а прежде было это богатое большое село на юге Москвы. И сейчас москвичи, наверно, редко задумываются о том, что было в их столице место настолько богатое различными таинственными историями, историями о поисках кладов, историями дворцовых интриг, о всякой чертовщине и даже, в общем, фантастических вещах, как Коломенское. Рассказ о Коломенском будет долгий, и начнем мы его, пожалуй, с храма Казанской Божьей Матери.
1644 год. Правление первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В селе Коломенском на крутом берегу Москва-реки закладывается величественная церковь Казанской Божьей Матери, но довольно скоро Михаил Федорович умирает, и строительство храма приостанавливается. А дальше происходят события странные. В 1648 г. в Москве вспыхивает «соляной бунт», во время которого толпа требует на растерзание наставника и учителя нового царя Алексея Михайловича боярина Морозова. Спасая Морозова, царь отдает на растерзание толпе другого боярина, Плещеева. Но через несколько дней Морозова видят на улице, и толпа пытается растерзать его и он, спасаясь от гибели, забегает в какой-то дом и по известному ему подземному ходу спасается и попадает в Кремль. После этого случая Алексей Михайлович всерьез задумывается о том, что все вновь возводимые здания должны изначально включать в план такие вот подземные ходы, убежища. Для того чтобы в случае возможных беспорядков можно было бы спастись. Одним из таких зданий и становится храм Казанской Божьей Матери в Коломенском, строительство которого возобновляется в 1649 году.
Итак, подземный ход, ведущий из церкви Казанской Божьей Матери существовал и был он известен даже местным жителям, которые в конце 20-х годов прошлого века показывали его известному археологу Игнатию Стеллецкому. Знаете, Стеллецкий вообще один из наиболее интересных людей, занимавшихся тайнами Коломенского. Археолог, краевед, мистик, он прославился в основном поисками знаменитой библиотеки Ивана Грозного. Ну, о библиотеке Ивана Грозного речь еще впереди, а пока вот о подземном ходе. Так вот местные жители показали Стеллецкому то место, откуда начинался подземный ход в храме Казанской Божьей Матери. На тот момент он уже был, вход в этот подземный ход, был заделан печью. Стеллецкий начал исследовать этот подземный ход и выяснил, что ведет он не вполне туда, куда он предполагал изначально. Он считал, что подземный ход связывает храм Казанской Божьей Матери с церковью Вознесения, они находятся относительно недалеко друг от друга. Но ход, судя по всему, вел совсем в другую сторону.
В туманной дымке за моей спиной, на другом берегу излучины Москва-реки Николо-Перервинская обитель. Это уже совсем другой район Москвы – Печатники, на другом берегу излучины Москва-реки. От Коломенского до Николо-Перервинского монастыря несколько километров. И вот именно туда по легенде вел один из подземных ходов, начинавшихся в храме Казанской Божьей Матери в Коломенском.
В 1930 году Игнатий Стеллецкий сделал в своем дневнике запись: «Из церкви у алтаря в подвал ведут два люка и два покатых коридора». Ему удается частично разобрать печь, и он обнаруживает в устье подземного хода несколько белокаменных плит и массивный ключ от железной двери. Но дальнейшие работы приостановились по настоянию архитектора музея-заповедника «Коломенское», поскольку он предполагал, что дальнейшие работы под печью приведут к обрушению пола церкви. Стеллецкий был вынужден работы прекратить, но к этому моменту уже был абсолютно убежден, что ходов было два: один вел действительно в церковь Вознесения, а другой проходил под Москва-рекой и уходил в Николо-Перервинский монастырь. Возможно ли такое? До Николо-Перервинского монастыря несколько километров, причем под Москва-рекой. Это очень серьезное сооружение архитектурное, и честно говоря, есть большие сомнения в том, что в XVII веке такие работы могли быть произведены.
В пользу версии о том, что из церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском вел подземный ход на другой берег Москва-реки говорит несколько обстоятельств. Ну, во-первых, если делать подземный ход, рассчитанный на эвакуацию в случае бунта или войны, имеет смысл делать его длинным. Перемещаться в рамках одного и того же места, как здесь, одного храма в другой, расстояние между которыми 100 метров, в принципе проблемы не решает. В то же время скрыться из Коломенского и появиться в Николо-Перервинском монастыре это уже практически гарантированное спасение. Во-вторых, обращает на себя внимание такой факт, что весной 1649 года, как раз, когда начинается второй этап строительства храма Казанской Божьей Матери в Коломенском, царь Алексей Михайлович неожиданно осыпает Николо-Перервинский монастырь целым ворохом благодеяний. Сам монастырь, известный также как Николо-Старый, к этому моменту приходит в запустение после Смутного времени. И вот Алексей Михайлович появившись там, дарует им налоговые льготы, дарит земли, крестьян. В течение ряда лет Николо-Перервинский монастырь возрождает свое былое экономическое и политическое могущество и становится одной из наиболее процветающих обителей Москвы. Ну и третий момент касается как раз тех самых мертвых немцев, которые сторожат, по легенде, подземный ход.
Известно, что московские правители охотно приглашали на службу для возведения храмов западноевропейских мастеров, и в частности вот в Коломенском как раз церковь Вознесения построена итальянскими зодчими. Вполне возможно, что вот эти вот западноевропейские профессионалы: немцы, голландцы, итальянцы, и помогали строить грандиозное подземное сооружение, подземный ход под Москва-рекой. А поскольку этот объект имел стратегическое значение и относился, как бы сейчас сказали, к государственной безопасности, то вполне возможно, что кого-то из этих мастеров по окончании работ и убили, оставив в том самом подземном коридоре. Вот отсюда, может быть, и берет свое начало легенда о мертвых немцах, которые сторожат подземный ход под Москва-рекой.