Старейший завод, рабочие династии и ведущее производство: Сергей Собянин поздравил «Салют» с 105-летием
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений СамаринСегодня завод производит двигатели для современных самолетов, беспилотников, а также газотурбинных и опреснительных установок.
Сергей Собянин поздравил работников одного из старейших заводов по строительству двигателей «Салют» с 105-летием предприятия.
«“Салют” — одно из старейших предприятий. И я очень рад, что оно продолжает развиваться, в него вкладывают серьезные деньги, инвестируют. И в настоящее время это не только одно из лучших в России, но и одно из лучших в мире производств такого рода, высокотехнологичное, выпускающее продукцию, 70 процентов которой уходит на экспорт. Это говорит о том, что действительно это конкурентное производство», — отметил Мэр Москвы.
По его словам, Москва продолжит развивать промышленность и поддерживать создание новых достойных рабочих мест на предприятиях. «Я считаю, что это одна из главных отраслей, хотя высказывались мнения о том, что промышленность Москве не нужна, нужно построить везде торговые центры и жилье. Это неправильное направление. Иначе мы, кроме торговли, так ничего и не будем иметь в стране», — заявил Сергей Собянин.
Он добавил, что положение завода будет улучшаться и благодаря развитию городской инфраструктуры рядом с ним — здесь проходит Московское центральное кольцо, строится Северо-Восточная хорда и новая линия метро.
Северо-Восточную хорду он назвал одной из главных городских магистралей: «Эта поперечная связка будет проходить рядом с вашим заводом, и можно будет не по МКАД ехать, не петлять по городу, а по прямой магистрали проезжать в город от платной дороги на Санкт-Петербург (от развязки) до Косинской развязки в районе Выхина». Полностью закончить строительство хорды планируют в 2021 году, отметил Сергей Собянин.
Сотрудники завода скоро смогут пользоваться новой Кожуховской веткой метрополитена. «Она разгрузит существующую Калининско-Солнцевскую ветку метро процентов на двадцать, так что будет проще добираться до завода», — сообщил Мэр Москвы.
Во время общения с рабочими завода он рассказал о мерах, которые предпринимает город для популяризации рабочих профессий. «В последние годы мы начали проводить серьезные городские конкурсы на лучшую рабочую профессию, и в общероссийских конкурсах московские профессионалы стали победителями. Мы значительно увеличили премии для победителей. Кстати, по-моему, даже на вашем заводе проходили этапы этих конкурсов (фрезеровщиков, токарей, слесарей). И будем продолжать эту традицию, поднимать, конечно, уровень и значимость рабочих профессий. Но самое главное, чтобы наша промышленность развивалась, чтобы заработная плата увеличивалась на заводах, тогда и престиж этих профессий будет расти», — добавил Сергей Собянин.
Вместе с генеральным директором госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым он осмотрел цех механообработки и сборочный цех завода и вручил благодарственное письмо заместителю генерального директора — управляющему директору завода Виталию Клочкову.
Сергей Чемезов также поздравил коллектив завода с предстоящим юбилеем. «Действительно, этот завод имеет большую историю. Впервые в этих стенах в 1912 году был создан маленький двигатель под названием “Гном”. И после этого “Гнома” появлялись все более и более современные двигатели, и уже сегодня существует целая линейка двигателей. Она производится серийно, и вы работаете над созданием более современных двигателей, которые необходимы для нашей авиации: и для вертолетов, и для боевых самолетов. Создается двигатель для нашего нового самолета пятого поколения, и я надеюсь, что в ближайшее время мы завершим все испытания достойно и двигатель попадет в серийное производство», — сказал он, обращаясь к сотрудникам.
Один из старейших в Москве: 105 лет работы завода «Салют»
Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» — крупнейший производитель авиационных газотурбинных двигателей.
За последние годы на заводе была проведена комплексная модернизация. В нее вложили около 12,5 миллиарда рублей (из них один миллиард — в этом году). В эксплуатацию ввели лазерное оборудование, гальваническую линию, оборудование для обработки зубчатых колес и пятикоординатной обработки, линию по инструментальному производству. Благодаря этому «Салют» стал одним из наиболее эффективных и самых современных предприятий авиастроения в мире.
Сегодня на заводе работают 8412 человек, среди них есть те, кто продолжает семейное дело. Здесь трудятся представители 37 рабочих династий, в том числе девяти, появившихся в момент основания предприятия.
Его история началась в 1912 году, когда французская компания «Гном-Рон» основала в Москве небольшой завод по сборке авиационных моторов. Детали для их производства поставлялись из Франции. В 1917 году здесь построили еще один завод — «Сальмсон», а через год оба предприятия национализировали, дав им новые названия — «Икар» (вместо «Гном») и «Амстро».
Уже в 1924 году к «Амстро» присоединили завод «Мотор», а в 1927-м — «Икар». В результате слияния предприятий был создан завод № 24 имени М.В. Фрунзе.
Во время Великой Отечественной войны (октябрь 1941 года) завод пришлось эвакуировать в Куйбышев, но уже в декабре, когда фашистские войска были отброшены от столицы, производство возобновилось на прежнем месте. В столице были открыты цех по изготовлению минометов и мотороремонтная мастерская, а с февраля 1942 года восстановлено производство моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2. После окончания войны образовавшийся завод получил название «Салют».
В послевоенное время здесь было налажено серийное производство реактивных двигателей для отечественных самолетов:
— 1947 год — ТР-1, первый отечественный турбореактивный двигатель (устанавливался на самолетах Су-11, И-211, Ил-22);
— 1948 год — РД-45 и его модификации РД-45Ф (для самолета МиГ-15 и его модификации);
— 1950 год — ВК-1 и его модификации ВК-1А, ВК-1Ф (устанавливались на самолеты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-114);
— 1955 год — АЛ-7Ф1 (для самолетов Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11);
— 1962 год — Р-15Б-300 (устанавливался на самолет МиГ-25 и его модификации);
— 1972 год — АЛ-21Ф (для самолетов Су-17, Су-20, Су-22, Су-24);
— 1984 год — АЛ-31Ф (устанавливался на самолеты Су-27 и его модификации).
В 1990-е годы на базе завода было создано собственное конструкторское бюро. Еще через три года «Салют» совместно с украинским ОАО «Мотор Сiч» (Запорожье) и российским ОАО «УМПО» (Уфа) начал осваивать производство узлов и деталей двигателей Д-436Т1 для самолетов Ту-344, Як-42М, Ан-74, Ан-148 и Бе-200.
В 2001–2002 годах налажен выпуск двигателя АЛ-31ФН (модификации АЛ-31Ф с нижним расположением коробки двигательных агрегатов) для одномоторного самолета J-10 военно-воздушных сил Китая. А в 2006-м завершены государственные испытания двигателя АЛ-31Ф серии 42 (М1) для самолетов типа Су-27 и его модификации (Су-27СМ, Су-33 и Су-34).
С 2007 по 2010 год выполнены разработка и освоение производства двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130.
В 2013–2014 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки перспективного двигателя для Су-57 (ПАК ФА, истребитель пятого поколения).
Свое нынешнее название завод получил в 2011 году, а в 2015-м предприятие было преобразовано в акционерное общество и вошло в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Сегодня завод производит двигатели для самолетов семейства Су-27, J-10 (Китай), Як-130, МиГ-29, Су-17, Су-24, Ил-96, Ил-114, Ан-3, Ан-38, а также для беспилотных самолетов-мишеней, различные детали и сборочные единицы.
Кроме того, «Салют» занимается разработкой и производством наземных промышленных газотурбинных установок , газификатора твердых видов топлива (мусороперерабатывающий завод) и опреснительных установок «Каскад».
Производственный комплекс предприятия включает литейное, кузнечное, термическое, механическое, гальваническое, сварочное, сборочное и испытательное производства. Наличие производств полного цикла (в том числе сложной высокотехнологичной продукции) позволяет не зависеть от макроэкономической и внешнеполитической конъюнктуры в стратегически важной оборонной сфере.
С 2005 года на площадке «Салюта» также проводится конкурс профессионального мастерства «Московские мастера». В июле 20170-го здесь прошел финал конкурса по профессиям «токарь-универсал», «фрезеровщик» и «слесарь-инструментальщик», которые находятся в первой десятке списка наиболее востребованных рабочих профессий машиностроительной отрасли.
Объединенная двигателестроительная корпорация
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) создана по указу Президента России от 16 апреля 2008 года. Она является дочерней компанией объединенной промышленной корпорации «Оборонпром», входящей в состав госкорпорации «Ростех».
Сегодня ОДК объединяет более 85 процентов активов отрасли, осуществляя разработку, производство и послепродажное обслуживание газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ, а также энергетического, газоперекачивающего оборудования и корабельных силовых установок.
В Москве расположено девять предприятий корпорации, включая филиалы, на которых работают 19 тысяч человек.
В прошлом году общий объем производства предприятий ОДК составил 222,7 миллиарда рублей, а объем инвестиций в модернизацию московских предприятий — около 20 миллиардов рублей.
Источник: Правительство Москвы