Русский авангард, московский концептуализм и ужас: семь главных экспозиций ноября
Mos.ru повествует, на какие выставки московских музеев стоит обратить внимание в наставшем месяце.
Наступил ноябрь — значит, пора выяснять выставочные планы музеев и галерок на этот месяц. Mos.ru советует: Эль Лисицкий в Третьяковке на Крымском Валу, Казимир Малевич на ВДНХ, Лев Рубинштейн в Музее Москвы, масштабное исследование феномена страха в галерке «На Солянке».
Несколько важных выставок в этом месяце закрываются — не пропустите их. До 12 ноября в «Мультимедиа-арт-музее» гостит «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа (не позабудьте пройти регистрацию перед посещением). 19 ноября закончит работу хулиганская и жутко веселая выставка «Театр начинается с палки» в «Новом крыле» Дома Гоголя. И если вы не посмотрели Московскую биеннале современного искусства в Новой Третьяковке, то сейчас самое время. Уместно, 4 ноября, во время акции «Ночь искусств» Государственная Третьяковская галерка и все ее филиалы работают бесплатно.
«Шон Скалли. Лицом на Восток»
Место: «Мультимедиа-арт-музей» (Остоженка, дом 16)
Даты: 3 ноября — 10 декабря
Возрастное ограничение: 0+
Шон Скалли — один из главных современных абстракционистов, входящий, по словам легендарного арт-критика Артура Данто, в «кратчайший из кратких списков ведущих художников нашей эпохи». Работы Скалли хранятся в коллекциях таких музеев, как нью-йоркские МоМА и Музей Соломона Гуггенхайма, а также лондонская галерка Тейт.
Более полувека он пишет маслом полотна, состоящие из колористических блоков. Его работы подчинены строгой системе, выстроенной художником на основе пластических традиций начала ХХ столетия и современных философских течений. Находят в них отражение и личные переживания: так, путешествие в Марокко, предпринятое Скалли в конце 1960-х, привнесло в его картины яркие жизнерадостные краски и общенародные мотивы, а трагическая гибель сына в 1983 году ознаменовала начало этапа приглушенных оттенков.
На выставке в «Мультимедиа-арт-музее», подготовленной совместно с берлинской Kewenig Galerie, будут представлены работы с 1967 года до наших дней — от одиночных фигур до сложносочиненных композиций. Работы Скалли проведут в Москве чуть больше месяца, а в декабре «Лицом на Восток» отправится в Русский музей в Санкт-Петербурге.
«Алексей Беляев-Гинтовт. Х»
Место: Московский музей современного искусства (Петровка, дом 25)
Даты: 8 ноября — 3 декабря
Возрастное ограничение: 0+
Один из главных мечтателей современной российской художественной подмостки неоклассик Алексей Беляев-Гинтовт, смотрящий в будущее страны из ее советского прошедшего, подводит промежуточные итоги работы за последние 10 лет на выставке «Х» в ММОМА на Петровке. В выставку вошли как знаковые работы вроде «Родины-дочери» (2007), «Русского леса» (2006) и «Парада Победы» (2010), так и ранее не выставлявшийся проект «Глубина» (2011), концептуальная графика и предметы, созданные для масштабного видео «Календарь пресвитера Иоанна» о вымышленном правителе христианского страны в Центральной Азии, над которым Беляев-Гинтовт работает с 2015 года по сегодняшний день.
«Эль Лисицкий. El Lissitzky»
Место: Новая Третьяковка (Крымский Вал, дом 10); Еврейский музей и центр толерантности (улица Образцова, дом 11, строение 1а)
Даты: 15 ноября 2017-го — 18 февраля 2018 года (Новая Третьяковка); 16 ноября 2017-го — 18 февраля 2018 года (Еврейский музей и центр толерантности)
Возрастное ограничение: 0+
Обожатели советского авангарда начали ждать это событие еще в январе, когда Третьяковка объявила о своих планах представить масштабную экспозицию легендарного Эль Лисицкого. Это имя, точнее псевдоним, придуманный Лазарем Лисицким во времена преподавания во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, называют одним из первых, сообщая о последователях Казимира Малевича. Лисицкий — автор, пожалуй, самого популярного супрематического плаката «Клином красным бей белых!» (1920), кроме того, он содействовал переносу супрематизма в архитектуру. Впрочем, почти все его идеи вроде горизонтальных небоскребов остались на бумаге. Единственный реализованный архитектурный проект Эль Лисицкого фигурирует в Москве — это здание типографии журнала «Огонек» в 1-м Самотечном переулке.
Экспозиции «Эль Лисицкий. El Lissitzky» одновременно пройдут в Третьяковке и Еврейском музее. Они представят живопись Лисицкого, его книжную графику, архитектурные проекты и снимки из коллекций Государственной Третьяковской галереи и РГАЛИ. В Еврейском музее представят работы раннего, доавангардного этапа, в Третьяковке можно будет увидеть архитектурные разработки, фотоколлажи и проекты выставочного дизайна.
«Казимир Малевич. Не всего лишь “Черный квадрат”»
Место: ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница» (проспект Мира, дом 123б)
Даты: 24 ноября 2017-го — 25 февраля 2018 года
Возрастное ограничение: 0+
Экспозиция основателя супрематизма Казимира Малевича тоже откроется в ноябре. Ее наименование «Не только “Черный квадрат”» сообщает об амбициозном намерении устроителей сломать главный стереотип о художнике и представить менее известные, заслоненные «Черным квадратом» работы. Выставка представит все этапы творчества Малевича — от ранних произведений 1900-х годов до футуристических экспериментов 1910-х, от супрематических композиций 1920-х до портретов 1930-х, когда художник вернулся к фигуративному искусству.
«Черный квадрат», разумеется, на выставке тоже появится. Одним из центральных сюжетов станет футуристическая опера «Победа над Солнцем» (1913), для которой Малевич создал свое самое известное произведение. На ВДНХ будут представлены эскизы декораций и костюмов к этой опере.
Также среди экспонатов беспредметные композиции, представленные Малевичем на «Крайней футуристической выставке картин “0,10”», малоизвестные гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского художественного театра», а также «патриотический лубок», плакаты и открытки, созданные в начале Первой всемирный войны вместе с Владимиром Маяковским.
«В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна»
Место: Музей Москвы (Зубовский бульвар, дом 2)
Даты: до 26 ноября
Возрастное ограничение: 0+
Строго сообщая, эта выставка началась в конце октября, но увидеть ее можно будет в течение почти итого ноября, поэтому смело заносим ее в список.
Лев Рубинштейн — одна из ключевых фигур московского концептуализма, поэт, эссеист, литературный критик, в этом году отметивший 70-летний юбилей. В конце 1970-х поэт, тогда трудившийся в библиотеке, придумал записывать стихи на каталожных карточках. Так родились легендарные «картотеки» Рубинштейна — отдельный жанр искусства, соединяющий в себе изобразительные, вербальные и перформативные практики, по карточкам Лев Семенович читает стихи во время выступлений.
Помимо карточек, на экспозиции в Музее Москвы представлены видеоработы Рубинштейна из коллекции Государственного центра современного искусства, а также работы художников-соратников — реди-мейды Дмитрия Пригова, шелкография Ильи Кабакова, карандашные эскизы Эрика Булатова, фотосвидетельства акций Андрея Монастырского, графика Владимира Мартынова, рисунки Ольги Флоренской, инсталляции Ирины Наховой и графика на фарфоре Гриши Брускина.
Кроме того, в выставку вошли личные вещи Льва Рубинштейна, а также предметы из коллекции Музея Москвы, типические для времени, в котором складывалась его поэтическая манера.
«Боюсь»
Место: Государственная галерка «На Солянке» (Солянка, 1/2, строение 2)
Даты: 9 ноября — 10 декабря
Возрастное ограничение: 12+
Выставочный проект «Страшусь» — это масштабное исследование страхов, выполненное шестнадцатью современными художниками. Проект родился как ответ творчеству екатеринбургской музыкальной группы «4 позиции Бруно», трудящейся с мотивами ужасного. По форме выставка «Боюсь» похожа на проект «Верю!» Олега Кулика, в 2007 году объединившей в Московском музее современного искусства работы 50 художников на тему веры и веры.
Участники «Боюсь» (Дмитрий Булныгин, Александр Образумов, Мария Сумнина, «Провмыза», Диана Мачулина, Ольга Цветкова, Ольга Божко, Анна Ротаенко, Сергей Братков, Михаил Максимов, Антонина Баевер, Мария Колина-Перес, Сергей Потеряев, Дарья Бралкова, Янина Болдырева и Селин Берже) собирают документальные, литературные и художественные подтверждения страха в фольклоре, черно-белых фотографиях, интерьерах, чужих воспоминаниях и разыскивают пути избавления от него.
«Новая квартира»
Место: Музей Вадима Сидура (Новогиреевская улица, дом 37а)
Даты: 18 ноября — 7 января 2018
Возрастное ограничение: 12+
Пожалуй, самая семейная экспозиция открывается в этом месяце в Музее Вадима Сидура. «Новая квартира» представляет работы двух популярных архитектурных фотографов, отца и сына Игоря и Юрия Пальминых. В центре внимания обоих — квартира в новом многоквартирном доме на линии разграничения районов Новогиреево и Вешняки, в которую семья Пальминых переехала в 1970-х и в которой Пальмин-старший продолжает жить до сих пор.
Блочная многоэтажка в работах отца и сына из типового жилья превращается в место силы, точку отсчета персональной истории и позицию, с которой оба наблюдают за изменением окружающего ландшафта. Снимки отца и сына дополняют друг друга: если Юрий Пальмин сконцентрирован на фиксации интерьера родительской квартиры и розыске баланса между частным и общественным в многоквартирном доме, то его отец глядит из окна: Игорь Пальмин заснял процесс превращения бывшей деревни в новый жилой район.
Источник: Правительство Москвы