Следующая — «Выхино»: интервью с начальником станции Светланой Сергеевой
Об эффекте «Выхина», новых поездах и сложных случаях из практики рассказала начальник одной из самых загруженных станций Московского метрополитена.
Более 130 тысяч человек в сутки и около 40 тысяч в час пик, поезда «Москва» и открытая перрон. Не узнали? Значит, вы не были на станции метро «Выхино». Mos.ru выяснил у начальника станции Светланы Сергеевой, что необычного тут забывали пассажиры, в чем преимущества поезда «Москва» и сколько резервных поездов выпускают на линию.
— Светлана Геннадьевна, сколько вы работаете в метрополитен?
— Моя трудовая деятельность в Московском метрополитене началась в январе 1994 года, на станции «Выхино». Меня сразу приняли дежурным станционного поста централизации. Начальником станции я стала в 2005 году: вначале занимала эту должность на станции «Октябрьское Поле», а с 2011 года — на станции «Выхино».
— То есть всегда на фиолетовой линии. А на станцию «Выхино» сами вернулись или вас перевели?
— Перевели. В то время было много молодых кадров, а с опытом — мало. А «Выхино» — сложная станция, нужен был человек подкованный.
— Что главное в работе начальника станции?
— Работа начальника станции — это прежде итого работа с людьми. Не только с сотрудниками, но и с пассажирами. Моя основная задача — координировать все смежные службы. Это, так, службы движения, связи, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, безопасности и другие.
— С чего начинается ваш рабочий день?
— С обхода станции. Я проверяю, чтобы все было в порядке: санитарное состояние, оборудование, указатели и так дальше.
— А по каким вопросам к вам обращаются пассажиры?
— По самым разным. Но быстрее всего — по поводу утерянных или найденных вещей. Если некто приходит за забытой вещью, мы незамедлительно передаем информацию поездному диспетчеру, он дает указания дежурным следующих станций, они забирают предмет и возвращают ее на станцию. Если пассажиры, наоборот, приносят забытые вещи, мы их сдаем в камеру хранения. Она, уместно, находится недалеко — на станции «Котельники».
Расскажите о самой необычной вещи, которую забыли пассажиры.
— Это была не предмет, а ребенок. Тогда наша станция еще была конечной. И вот родители вышли, а ребенка в коляске забыли в поезде, видимо, так увлеклись товарищ другом. Потом прибежали к нам: «Где наш ребенок, как его найти?» Поезд за это время обернулся и доехал до «Рязанского проспекта», следующей станции. Мы позвонили диспетчеру, коляску забрали из поезда, и родители поехали за ней. Все закончилось благополучно.
Эффект «Выхина» и эффект «Москвы»
— «Выхино» — весьма загруженная станция. Среди москвичей даже есть выражение «эффект “Выхина”».
— Да, оно появилось, еще когда наша станция была конечной. Эффект заключается в том, что на первой станции поезда заполняются настолько, что на следующих в них невозможно войти пассажирам. Таким образом, одна станция блокирует часть ветки. Соответственно, на следующих станциях тоже начинают скапливаться пассажиры.
Сейчас за станцией «Выхино» на нашей линии работают еще три: «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники». С одной стороны, это улучшило ситуацию: нагрузка на нашу станцию снизилась примерно на 50 тысяч человек в сутки. Но с иной — поезда теперь приходят на «Выхино» не пустыми, тут они заполняются, как и раньше, до предела. По крайней мере, в час пик.
— Сколько человек в сутки принимает станция?
— В рабочие дни — 130–135 тысяч человек. Для сравнения: на следующих станциях пассажиропоток в среднем 60–70 тысяч человек, то есть у нас вдвое больше.
Мы очень ждем, когда запустят Кожуховскую линию метро. Тогда ситуация значительно улучшится, потому что многие пассажиры будут пользоваться станцией «Юго-Восточная».
— Что делается сейчас, чтобы освободиться от эффекта «Выхина»?
— Самое сложное время — утренний час пик. С семи до девяти утра у нас проходит около 40 тысяч пассажиров. В это время запускают резервные поезда. Каждый шестой состав приходит на станцию пустым и забирает пассажиров. А чтобы люди могли нормально уехать с других станций — «Кузьминок» и «Текстильщиков», — в течение утреннего часа пик 7 составов следуют пустыми до станции «Кузьминки». То есть они выезжают с «Котельников», проезжают 4 станции и забирают пассажиров, только начиная с «Кузьминок».
Также ситуацию улучшили новые поезда «Москва», они перевозят больше пассажиров. У них вместимость — 370 человек в вагоне, а в старых составах — где-то 330. То есть в каждом вагоне может ехать на 40 человек больше.
— Каково соотношение старых и новых поездов на Таганско-Краснопресненской линии?
— Итого на линию выходят 72 состава: 36 из депо «Выхино» и столько же с «Планерной». Парк нашего депо обновлен почти целиком: из 36 составов 34 — «Москва». «Планерная» пока выпускает старые составы, но исподволь и их будут менять на новые. «Москва» — весьма удачный поезд, он не только более вместительный, но и более современный и комфортабельный.
Отойдите от края платформы
— Что самое сложное в вашей работе?
— Психологическая нагрузка. Если все хорошо, в штатном режиме, то трудностей не возникает. Но когда происходит нештатная ситуация, надо незамедлительно реагировать, принимать меры для организации пассажиропотока, объяснять, успокаивать пассажиров, принимать соответствующие меры. И даже большой эксперимент не спасает, все равно каждый раз трудно.
— Какие случаи запомнились?
— Случалось всякое. Все-таки метрополитен — это огромный мегаполис внутри мегаполиса. Каждый день по нашей линии ездят больше миллиона человек. 1 200 000 пассажиров! Лишь вдумайтесь в эти цифры. Мне запомнилось, как мы однажды выводили людей из тоннеля. Это было года 4 назад, что-то произошло с контактным рельсом, состав встал. Пассажиров долго держать мы в тоннеле не можем, потому было принято решение выводить людей на станцию «Выхино». Уместно, до «Рязанского проспекта» было ближе. Но у нас здесь открытый участок, а там — закрытый тоннель, людям некомфортно, могла начаться паника. Потому выводили на «Выхино». Это была Пасха, выходной день, людей было не весьма много.
Вообще в метро любой перерыв в движении вызывает сложности. Особенно в час пик. Интервал между поездами в это время итого полторы минуты, и если где-то что-то сломалось или просто машинисту пришлось отойти осмотреть состав — все, начинается столпотворение. Надо сразу реагировать. И тут метрополитен срабатывает как один организм. Служб у нас много: каждый отвечает за собственный участок, но все, как элементы механизма в часах, точно делают свое дело, чтобы не допускать серьезных сбоев, а если какие-то накладки и случились — как можно скорее их ликвидировать.
— А последний снегопад как пережила ваша станция?
— Нам помогали. Город направлял специальные отряды на станции, которые не справлялись своими силами. Они чистили подходы к станции. А саму станцию расчищали отряды метрополитена.
— Дадите какие-то полезные советы пассажирам?
— Хочу дать рекомендация всем, кто пользуется нашей станцией в утренний час пик, особенно пассажирам с детьми, беременным женщинам и пожилым людям. Если есть возможность, лучше выйти из дома на 10–15 минут пораньше и проехать на соседнюю станцию, «Лермонтовский проспект» или «Жулебино», чтобы спокойно сесть в поезд.
Ну и стандартный рекомендация, который постоянно озвучивают в метро, но почему-то не все к нему прислушиваются: не стойте у края платформы, это очень опасно.
Источник: Правительство Москвы