Святилище, фабрика, снова храм: история церкви Флора и Лавра на Зацепе
За 7 лет Москва восстановила более тысячи памятников архитектуры. В городскую жизнь вернулись здания — шедевры всех стилей и эпох — от церквей и усадеб XVII века до домов периода конструктивизма 1930-х годов. Рассказываем историю храма Флора и Лавра на Зацепе.Кто такие Флор и Лавр?
Сообразно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.
Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал кинуть Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках [1].
По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падеж скота. Вероятно, потому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчеркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Еще одна интересная деталь относится до имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.
Популярность на Руси
Флора и Лавра весьма уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» [2].
О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Так, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» [3]. Иной пример из классики, уже советской: священник отец Федор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.
Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Всего лишь в Москве их было пять:
— две с приделами — церковь Трех Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);
— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).
Существует предание, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.
История церкви на Зацепе
По одной из версий, наименование улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и тут стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Исподволь имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.
Нынешняя Дубининская улица получила это наименование лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что тут находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Собственно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.
По просьбе местных прихожан минуя год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах — и основной объем (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счет западных притворов (пристроек).
После революции святилище превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году святилище окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату [5].
Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: тут разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».
Здание сильно изменилось изнутри и извне: в нем появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались подорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.
В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году [7], но цеха продолжали трудиться еще несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви [8], и 7 апреля, на Пасху, в нем после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили собственно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два наименования — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и святилище Флора и Лавра на Зацепе.
Долгожданная реставрация
Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались еще в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счет своих сил и средств [8]. Восстановление шло медленно и неоднократно прерывалось.
В 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви. К 1997 году в церкви был выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ — восстановили барабан и главку над куполом церкви, верхние ярусы колокольни. Второй этап реставрации был проведен с 2010 по 2018 год, в 2015–2016-м — с привлечением субсидий московского бюджета.
Восстановление затронуло все элементы здания: на фасаде обновили главу, крест, световой барабан, ротонду, портики, северную и южную паперти (начиная каменные ступени), воссоздали лепной декор и нанесли защитную штукатурку. В куполе появилась уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция, а также утепление кирпичной кладки свода. В главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме вместо деревянного покрытия появились полы из гранитных плит. Кроме того, тут обновили все инженерные системы, устроили бытовую канализацию и молниезащиту.
В 2017–2018 годах во всех помещениях храма воссоздали монументальную живопись, целиком утраченную в советский период.
Проект отмечен премией конкурса «Московская реставрация — 2016».
Использованные источники
Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7–8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289–291.
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.
ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.
Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.
Источник: Правительство Москвы