Директор Дома-музея Марины Цветаевой: Мы все продумываем до мелочей
Елена Жук — о проектах музея, новых выставках и сотрудничестве с известными артистами.
Дом-музей Марины Цветаевой, отметивший в прошлом году 125-летие со дня рождения поэта, продолжает череду праздничных событий. Недавно тут открылась новая выставка «После России», вписывающая поэзию Цветаевой в контекст 1920–1930-х годов. Музей принял участие в открытии памятника Цветаевой работы Зураба Церетели во дворе московской гимназии № 1619. А 25 мая его коллекция пополнится новым экспонатом: из Франции в Москву прибудет портрет Цветаевой, написанный художником Георгием Артемовым, с которым она была дружна в эмиграции.
О других подарках, которые легли в основу постоянной экспозиции «дома-корабля», новых проектах и сотрудничестве с актерами и музыкантами в интервью mos.ru рассказала директор музея Елена Жук.
— Елена, расскажите о новой выставке, пожалуйста. На что обращать внимание в первую очередность в экспозиции «После России. 1922–1939. Лирика и эпос Марины Цветаевой»?
— Наши посетители смогут увидеть все 7 прижизненных эмигрантских сборников Цветаевой. Они также представлены в мультимедийной презентации, где их можно пролистать, прочесть опубликованные в них стихотворения. Мы показываем личные вещи Марины Ивановны и ее семьи — клипсы, кофемолку, пояс, кухонный нож. Отдельный заинтересованность представляют многочисленные издания знаменитых литературных деятелей русской эмиграции этого периода — писателя Бориса Зайцева, философа Льва Шестова, поэта Константина Бальмонта и многих других.
Цветаева провела 17 лет в эмиграции — вначале в Германии, потом в Чехии, во Франции. Художник выставки Василина Харламова и дизайнер Ирина Кошелева придумали изящное решение для показа многочисленных фотографий того времени — городов и адресов, где жила поэтесса, членов ее семьи, друзей, людей, с которыми она общалась. Важная тема выставки — изменение поэтики Цветаевой в первые два советских десятилетия. До 1930-х она была устремлена в будущее, а после — была обусловлена разочарованием в происходящем: Цветаева возвращается к сюжетам, образам, именам ее прошлого. Собственно тогда создаются знаменитые очерки «Отец и его музей», «Мама и музыка», «Поэт и время», пишутся мемуары о детстве, о Трехпрудном переулке. Поэтому выставка драматургически тоже разделена на два блока: яркие, «многолюдные» 1920-е годы и уединенные, обращенные в прошлое 1930-е.
— Откуда будут экспонаты?
— Часть представлена нашими фондами, так уникальная карта парижского метро начала 1930-х годов с основными эмигрантскими адресами. Некоторые личные вещи поэта (кофемолка, кухонный нож и другие) предоставлены нам Музеем Цветаевой в Болшеве, филиалом музейного объединения «Музеи наукограда Королев». Сборник «Ремесло» с автографом поэта предоставлен Российским государственным архивом литературы и искусства, а журнал Андрея Белого «Эпопея» — Домом русского зарубежья имени А.И. Солженицына.
Изначально фонды нашего музея формировались преимущественно из даров. Люди приносили связанные с Мариной Цветаевой документы и предметы, которые оказывались у них в силу самых разных причин. Так, у нас есть ее письменный стол, который мы экспонировали на юбилейной выставке «Где мой дом?». Когда Цветаева в 1939 году уезжала из своей квартиры в предместье Парижа, она раздала большую часть вещей, и стол оказался у соседей, живших этажом ниже. Их потомки безвозмездно передали нам эту бесценную реликвию в 2014 году, особенную роль в этом сыграла первый директор нашего музея Эсфирь Красовская.
— А в конце мая вам передадут уникальный прижизненный портрет Цветаевой.
— Да, портрет, написанный художником-эмигрантом Георгием Артемовым, у которого Цветаева неоднократно бывала в гостях, привезет из Франции его дочь — Мари Артемова-Теста. Торжественная передача состоится 25 мая на круглом столе, посвященном Георгию Артемову, чья экспозиция открылась в музее 17 мая.
Параллельно с работой нашей выставки в родном городе Артемова, Урюпинске, с 10 по 12 июня впервые пройдет фестиваль «АртемовФест». Организаторы были у нас на открытии, и мы в свою очередность надеемся, что и нам удастся в эти дни приехать к коллегам на фестиваль.
Таким образом, география выставки объединила и Москву, и Париж, и Урюпинск. И если Цветаева гостила у Артемова во Франции, то сейчас в некотором смысле Артемов в гостях у Цветаевой здесь, в Москве.
«Нам увлекательно привлекать творческих людей»
— Прошел год с тех пор, как музей открылся после ремонта. Какая экспозиция за это время была самой яркой, на ваш взгляд?
— Что-то одно вспомнить сложно. Мы работаем над выставками так, что каждый раз они идейно, научно и художественно продуманы до мелочей, в некотором смысле даже выстраданы. Разумеется, стоит сказать о выставке «Где мой дом?» к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Над ней работала большая команда: научный куратор — популярный во всем мире цветаевед Елена Коркина, наши бессменные оформители — художница Василина Харламова и дизайнер Ирина Кошелева. Залогом успеха выставки стал труд наших фондовиков Татьяны Тепляковой, Евгении Петлинской, Ксении Логушкиной. Мы делали экспозицию в содружестве с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российским государственным архивом литературы и искусства. Впервые в таком объеме были собраны рукописные беловые и черновые тетради Цветаевой, ее личные вещи, легендарные слепки из Музея изящных искусств, которые лично заказывал папа поэтессы Иван Цветаев.
— Вообще вы довольно активно сотрудничаете с другими музеями, артистами.
— Да, нам увлекательно не только что-то придумывать друг с другом, но и привлекать к процессу создания чего-то нового ярких, творческих людей. Наша давняя товарищество и сотрудничество с актрисой Алисой Гребенщиковой привели к тому, что в музее поставлена серия спектаклей с ее участием. Артист Анатолий Белый в рамках своего проекта «Кинопоэзия» спродюсировал 16-минутный кинофильм «Дом», где представлены несколько стихотворений Цветаевой, образ которой был удивительно глубоко и тонко передан Татьяной Друбич и Марией Андреевой. Кинофильм был снят в тот короткий промежуток времени, когда ремонт в квартире уже был завершен, но мы еще не начали монтаж экспозиции, так что пространство квартиры поэта стало — почти буквально — «белым листом», на котором режиссер Алексей Смирнов и творческая группа создавали свое произведение.
А осенью откроется совместная экспозиция с Музеем Маяковского, приуроченная к 125-летию со дня рождения поэта. Маяковского и Цветаеву все время то сравнивают, то противопоставляют товарищ другу. Кураторы выставки — сотрудники Музея Цветаевой Мария Степанова и Музея Маяковского Галина Антипова — представят новый взгляд на сходства и различия.
— Недавно завершился конкурс чтецов «Слово Цветаевой». Будете продолжать проект?
— Да, мы планируем провести конкурс и в третий раз. В этом году было больше 200 участников, мы очень довольны результатом. Конкурс пользовался большой популярностью, впервые мы поделили участников на две категории — любителей и профессионалов. Лишь представьте, кто входил в состав жюри: профессор кафедры сценический речи Театрального института имени Щукина Анна Бруссер, народная артистка России Антонина Кузнецова, заслуженная артистка России Тамара Селезнева, Ольга Трухачева — внучка Анастасии Цветаевой и большой товарищ нашего дома!
В сентябре мы продолжим еще один премьерный проект — «Лекторий Дома». Весной мы завершили курсы «Кино» и «Музыка». С сентября лекторий продолжится курсами «Театр» и «Зодчество».
«Взяли шефство над школьным музеем»
— 14 мая в гимназии № 1619 открылся монумент Цветаевой. Как возникла идея его создания?
— Идея принадлежит Антонине Марьиной, которая руководила созданным в 1990-е годы музеем в школе имени Марины Цветаевой. Это единственное у нас в стране образовательное учреждение, которое носит имя поэта. Антонина Петровна добивалась того, чтобы на территории школы был установлен монумент, обратилась к скульптору и художнику Зурабу Церетели.
— Сколько прошло времени от идеи до реализации?
— Около 20 лет — от создания первого эскиза памятника до прохождения всех этапов согласования его установки и непосредственного открытия. Уместно, во Франции тоже установлен памятник Цветаевой работы Зураба Церетели, и, если памятники сопоставить, увидите, что фигура, поза поэтессы в них в точности повторены. В этом был замысел Зураба Константиновича. Мы поздравляем гимназию № 1619 с этим событием. Появление работы такого мастера на территории образовательного учреждения — явление нечастое, даже уникальное!
— Как ваш музей связан с гимназией?
— Как я уже сказала, школа не попросту носит имя Цветаевой — у них есть музей. Два года назад мы взяли шефство над ним. Совместно со школьным активом мы сейчас разрабатываем проект обновленной экспозиции. Основа концепции, созданной нашим старшим научным сотрудником Еленой Ильиной, в том, чтобы наряду с рассказом о биографии и творчестве Цветаевой мы представили бесчисленный ряд имен наших и зарубежных поэтов и прозаиков, которые, с одной стороны, составляют основу школьной программы, а с иной — были кумирами, современниками, вдохновителями или адресатами самой Цветаевой. Это Пушкин, Пастернак, Маяковский, Есенин, Ахматова, Некрасов, Державин, Мандельштам, Диккенс и многие другие. Так ребята смогут знакомиться с творчеством и взглядами поэта еще до того, как по школьной программе в старших классах начнут протекать Цветаеву. На открытии памятника была Ольга Трухачева, и она всю эту работу благословила, одобрила, чему мы весьма рады.
Источник: Правительство Москвы