Решает зритель: Ингеборга Дапкунайте — о фестивале «Наитие»
От Rimini Protokoll до Театра наций — художественный глава фестиваля, который в этом году посвящен театру, рассказывает о своих любимых участниках программы.
20 июля территория ВДНХ превратится в огромный театр — такую тему в этом году выбрали организаторы фестиваля «Наитие». 17-дневный марафон спектаклей, перформансов и красочных шоу обещает сделаться главным театральным событием этого лета.
Зрители увидят более 20 спектаклей. Любимцы московских театралов, немецко-швейцарская компания Rimini Protokoll, привезут свой новый иммерсивный постановка о людях, столкнувшихся с войной. Итальянский режиссер Эмилиано Пеллисари и его NoGravity Theater покажут «театр чуда» с полетами, волшебством и барочной музыкой. На «Вдохновении» состоится премьера постановки Владимира Еремина и Романа Шаляпина «Все оттенки Черного» о поэте Саше Черном.
О спектаклях, которые нельзя пропустить, mos.ru рассказала Ингеборга Дапкунайте, актриса и художественный глава фестиваля.
— Главной темой IV фестиваля «Вдохновение» в этом году стал театр. Почему?
— Этот год в Москве посвящен театру. Город задумался, как можно увеличить количество театральных событий под открытым небом. Можно произнести, нынешняя тема «Вдохновения» — часть реализации этого плана.
— Арт-директором фестиваля в этом году стал Роман Должанский. Насколько комфортно вам работается совместно?
— Очень комфортно. Не представляю на этом месте никого другого. Давным-давно знаю Романа Павловича, а работаем вместе в различных проектах мы уже лет 5. По-настоящему им восхищаюсь. Не представляю, как можно знать о театре столько, сколько знает он. Настоящий мастер своего дела.
— Одни из самых ожидаемых участников — любимица московских театралов немецко-швейцарская театральная компания Rimini Protokoll. На ВДНХ она представит собственный новый спектакль Situation Rooms. Что это за проект?
— Для зрителей сделают особый лабиринт из комнат, дадут планшеты, с помощью которых они смогут окунуться в истории людей, которым так или иначе пришлось столкнуться с войной или оружием. Каждый сеанс рассчитан на 20 зрителей. Итого на фестивале спектакль сможет посмотреть только тысяча человек — не больше.
— Российский театр в программе фестиваля представляют Владимир Еремин, Людмила Петрушевская, Александр Филиппенко, еще будет два спектакля из цикла «Наше все» Театра наций — про Иосифа Бродского и Нодара Думбадзе. Почему выбрали собственно их?
— На ВДНХ недавно отреставрировали павильон «Дом культуры», для которого отлично подойдет формат клубного театра. Владимир Еремин готовит премьеру — постановку о жизни и творчестве Саши Черного. Спектакли Петрушевской, Филиппенко, Театра наций весьма близки к нашему формату — и по структуре, и по содержанию. В театре у них есть своя публика и поклонники, но мы решили показать их большему количеству зрителей. Постановки достойны того, чтобы выйти за привычный камерный формат и быть оцененными широкой аудиторией.
— Что бы лично вы посоветовали посмотреть на фестивале?
— Тяжело выделить что-то одно — выбор большой. Возможно, постановка французского театра Gеnеrik Vapeur, в котором будут 19-метровая металлическая конструкция из морских контейнеров, видеопроекция, вода, фейерверки и акробатические трюки. Или постановка Aria режиссера Эмилиано Пеллисари, соединяющий цирковые трюки и танцы.
— На «Вдохновении» не будет ни одной классической постановки. С чем это связано?
— Частично формат представлений определило место проведения фестиваля. ВДНХ — огромное уникальное пространство, которое хотелось задействовать целиком. Все постановки рассчитаны на самую разную аудиторию. Мы хотим, чтобы человек, посмотрев какую-нибудь одну постановку, захотел увидеть и другую.
— Вы ориентировались на эксперимент других театральных фестивалей?
— Конечно, всегда интересно следить за тем, что делают другие. Но у ВДНХ есть своя специфика, это город в городе. Собственно это и делает наш фестиваль особенным.
— Как вы думаете, где еще в Москве, кроме ВДНХ, можно было бы демонстрировать спектакли?
— Это можно делать везде. Решает зритель. Если человек положит коврик на землю, встанет на него и начнет повествовать историю — это тоже будет своеобразным спектаклем. Поэтому все зависит непосредственно от специфики постановки. С ВДНХ все по-другому. Помню, как привозила сюда иностранца в начале 2000-х. Мы приехали и увидели, что в павильонах идет какая-то торговля бытовой техникой, всюду мусор. Мой друг был расстроен, так как еще с советских лет много слышал про ВДНХ и мечтал об этой поездке. Недавно он приезжал в Москву и опять побывал на ВДНХ. Ему очень понравились изменения, которые здесь произошли.
—А где нравится прогуливаться лично вам?
— Люблю «Музеон», Парк Горького. Раз меня уговорили подняться там на трапецию. Подумала, что после спектакля «Цирк» будет несложно, но в тот день пришлось с позором спуститься назад — не рассчитала силы. Обычно приезжаю в парк рано утром, чтобы покататься на роликах, пока мало людей.
Источник: Правительство Москвы