Дом-паровоз и типография: «прогульщик» — о конструктивистской Москве
Студенты расскажут, где увидеть дом-паровоз, бывший Запасный дворец и ДК, названный в честь слесаря трамвайного депо.
О тайнах и сокровищах московской архитектуры, незаметных, на первый взгляд, достопримечательностях, секретных тропах и неожиданных местах расскажут корреспонденты Первого студенческого агентства в рамках проекта «Московский прогульщик».
Говорят, что в Москве нет единого архитектурного стиля — там дом с лепниной, тут башня стеклянная. Чем больше стилей, тем интереснее, считает «прогульщик» Валентин Усс, студент Московского государственного университета геодезии и картографии. Познакомиться со всем — единственная уважительная, по его мнению, причина прогуливать учебу.
«Благодаря сарафанному радио мне порой пишут незнакомые люди (видимо, друзья друзей) и просят провести им тематическую экскурсию. Я же никогда не отказываю, мне это по душе», — объясняет Валентин пропуск последней пары по геодезии.
Одна из наиболее уникальных экскурсий-прогулок — конструктивистская Москва. От этого словосочетания так и веет идеей новой жизни. Новый проект — как новая жизнь, решил Валентин и отметил 5 точек на карте.
Напоминая самолет: Культурный центр ЗИЛ
Цивилизованный центр ЗИЛ ныне, а когда-то Дворец культуры автозавода имени Лихачева — дитя культурной революции 1920-х годов. В то время активно развивалась система рабочих клубов, которые базировались во дворцах культуры предприятий и заводов.
Воздушный и величавый одновременно, сверху силуэт здания напоминает самолет. В его основе геометрические формы — параллелепипеды и включенные в них цилиндры, полуротонды, балконы и эркеры.
Легкости архитекторы достигли за счет огромных площадей остекления. Не выходя из культурного центра, можно любоваться закатом во всей его красе. А если поднять голову наверх — увидеть раздвижной металлический купол обсерватории. А сверху, куда можно подняться по винтообразный лестнице, откроется невероятный вид на столицу.
В ДК всегда кипела жизнь: в нем встречали Новый год, посещали всевозможные кружки, провожали призывников и даже регистрировали браки. Бывали там Лев Яшин, Валерий Харламов, Юрий Гагарин и даже Фидель Кастро.
Уместно, посмотреть своими глазами на центр притяжения рабочей молодежи 1930-х годов можно совсем свободно. Попасть в Культурный центр ЗИЛ получится без согласований и пропусков.
В квадратах оконных проемов: здание типографии газеты «Известия»
Дом редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» видел, наверно, каждый, кто бывал в Москве. Он находится на Пушкинской площади, недалеко от памятника поэту.
Бежево-серое здание на Страстной площади, как это место называлось ранее, строили к десятилетию Октябрьской революции. Зодчий Григорий Бархин задумывал изначально два корпуса и 12-этажную башню. Но с 1926 года было запрещено строить здания выше семи этажей внутри Садового кольца. Так за цельным фасадом два корпуса разделили лишь лестничным пролетом, за счет чего образовался внутренний дворик. Лестницу, уместно, видно за вертикальным витражом.
Конструктивизм здания прослеживается в четкой решетке вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов. Балконы смещены к углу здания, что благодаря нарушенной симметрии делает его динамичным.
Здание «Известий» неслучайно одна из лучших работ Бархина. Зодчий контролировал ход работ буквально круглосуточно. Он жил на другом конце той же площади, в знаменитом доходном доме инженера Нирнзее.
От хранилища до госпиталя: дом-паровоз
Дом-паровоз, или Запасный дворец на Новой Басманной, — исторически самый увлекательный «экспонат» экскурсии.
Дворцовый комплекс был построен в XVII веке. Тут же в нем разместили царский запасный двор, где хранили продовольствие для обедов монаршей семьи. Так, для хранения рыбы в дворцовые подвалы тоннами привозили лед.
Позже, в 1812 году, Запасный дворец стал единственным уцелевшим после пожара казенным зданием в Москве. В нем скоро организовали госпиталь.
После в здании располагался институт благородных девиц, а затем — Нарком путей сообщения.
Тот дом-паровоз, который мы видим сейчас, появился в 1933 году. Большой поклонник конструктивизма Иван Фомин снял с бывшего дворца всю лепнину и украшения, переделал окна, увеличил количество этажей с трех до пяти и повесил огромные часы на девятиэтажную башню. «Паровозом» дом стал еще и потому, что с середины XX века часть железнодорожникам.
Дом-паровоз можно увидеть, если встать напротив входа в высотку на Красных Воротах, ближе к дороге. Попробуйте!
Громадина на ножках: здание Центросоюза
Хотите — идите от станции метрополитен «Чистые пруды» вниз по проспекту Сахарова, хотите — наверх по Мясницкой от «Красных Ворот». Так или иначе вы не сможете пропустить здание Центросоюза.
Это первое офисное здание таких грандиозных размеров. По начальному проекту в нем должны были разместить 3500 служащих. Позже количество рабочих мест сократили до двух тысяч.
Над проектом здания Центросоюза трудилось много архитекторов. Но в конкурсе победил француз Ле Корбюзье, популярный как создатель Дворца наций в Женеве.
Кроме многочисленных рабочих мест, были устроены пространный конференц-зал, клубные помещения, библиотека, ресторан-столовая. Пандусы, ведущие наряду с лестницами из вестибюля наверх, — излюбленный прием Ле Корбюзье. Как говорил зодчий, пандусы не меняют походку, как лестничные ступени, сохраняя индивидуальность прохожего.
Массивное здание внешне довольно лаконично — кирпичный фасад, разрезающая его лента сплошных окон. Благодаря тому, что сложно приметить оконные перегородки, здание становится экраном или зеркалом, в котором отражается московское небо.
Громадина стоит на тонких опорах. По замыслу Корбюзье, место между нижним этажом и землей должно быть использовано — так, в качестве стоянки для автомобилей.
На стеклянном цилиндре: Дом культуры имени С. Зуева
Где-то среди стеклянных офисных домов на «Белорусской» есть розовое здание, оклеенное афишами. Это Дом культуры имени С. Зуева — сооружение в стиле конструктивизма.
На архитектора здания весьма сильно повлиял кубизм, поэтому здание состоит из правильных геометрических фигур, которые пересекают товарищ друга. При взгляде на дом кажется, будто массивный бетонный корпус надет на огромный стеклянный цилиндр, который выступает композиционным центром строения.
Архитектор добился этого, асимметрично разложив правильные геометрические фигуры, будто ребенок, экспериментирующий с конструктором лего. А непривычно большие застекленные поверхности на фоне серых бетонных блоков всего-навсего усиливают индустриальное величие этой конструкции. Общественность, не видевшая ранее ничего подобного, восприняла творение на ура.
Уместно, фамилия у архитектора вовсе не Зуев, как можно предположить. Сергей Зуев был слесарем трамвайного депо, что располагалось напротив здания ДК. А архитектора звали Илья Голосов.
Источник: Правительство Москвы