К покупателю — ближе, качество — выше: эксперты рассказали о конкуренции на рынке кофеен
По мнению специалистов, конкуренция увеличится, а побеждать будут заведения в людных местах.
Московский рынок кофеен активно развивается и в обозримом будущем станет высококонкурентным. Закрепиться на нем смогут заведения с сильной концепцией и хорошим местоположением. К такому выводу пришли эксперты на заседании конкурент-клуба «Кофейни столицы: благоухание кофе и конкуренции».
В обсуждении приняли участие владельцы и топ-менеджеры известных московских кофеен и предприятий обжарки кофе.
На вынос, со снеками или к обеду
Москва лидирует по количеству открытых кофеен среди других городов России, однако московский рынок далек от заполнения и продолжит развиваться в разных направлениях, считает эксперт рынка, глава международной выставки Pir-Coffee Михаил Субботин.
«Наибольший рост наблюдается в сегменте сетевых кофеен, при этом активно развиваются монопроекты. От формата кофейни зависит выбор площади. Для заведения to go (или “кофе с собой”) подходит торговая точка площадью до 12 квадратных метров. Кофейне стрит-формата, где можно приобрести кофе и снеки, нужно не больше 50 квадратных метров, а кафе с кухней и посадочными местами требует площади от 100 квадратных метров», — рассказал Михаил Субботин.
Сегодня в Москве работает более двух тысяч кофеен. Средний чек в них составляет 366 рублей, это на 34 рубля больше среднего чека в кофейнях по России. Чаще всего горожане заказывают классический капучино. Совместно с этим москвичи стали кофейными гурманами и в целом выросла цивилизация потребления этого напитка.
По кофейным местам
Конкуренция происходит между заведениями одного формата. Так, сетевая кофейня не может конкурировать с отдельно стоящей.
Сетевые заведения, как правило, расположены в районах с высокой деловой активностью, авторские кофейни — в тихих спальных районах Москвы.
Предприниматели выбирают помещения для кофеен по нескольким критериям. Обыкновенно их площадь составляет до 100 квадратных метров, внутри есть большие окна, а сами помещения находятся на первых этажах строений, расположенных недалеко от станций метро и в местах с оживленным пешеходным движением.
Чем помогает город
Арендовать или приобрести место под кофейню можно в том числе на городских аукционах. Средняя стартовая стоимость одного квадратного метра в год составляет 6,5 тысячи рублей.
«Сейчас на инвестиционном портале города Москвы выставлено на торги около 200 объектов, которые можно арендовать. Больше половины лотов — помещения площадью от 100 квадратных метров, 40 имеют площадь от 50 до 100 “квадратов”, два десятка объектов — до 50 квадратных метров», — рассказал глава Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев.
Эти объекты расположены в местах с большим пешеходным потоком — на первых этажах домов, построенных в 2008–2010 годах. У них есть отдельные входы.
Также идет прием заявок на участие в торгах, где определят право на размещение кафе в Филевском парке и усадьбе Алтуфьево. Площадь помещений, представленных на аукционе, — от шести до 140 квадратных метров.
С прошлого года открывать точки формата «кофе с собой» или полноценные кафе разрешили в парках. По словам Геннадия Дегтева, за это время на торгах реализовали более 100 лотов категории «общепит».
«Конкуренция становится мощнейшим стимулом для развития. Яркая иллюстрация этого — рынок московских кофеен. Именно соперничество заставляет предпринимателей искать креативные концепции и вводить различные бизнес-модели. Как результат, видим мощный рост рынка, и, по прогнозам аналитиков, он будет продолжать развиваться», — сказал Геннадий Дегтев.
Источник: Правительство Москвы