Истории храмов: почему Пушкин венчался в трапезной и где была тайная община
Святилище «Большое Вознесение» у Никитских ворот О реставрации Высоко-Петровского монастыря и церкви «Большое Вознесение», а также о связанных с ними исторических событиях — в материале mos.ru.
В Высоко-Петровском мужском монастыре и храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот заканчиваются реставрационные работы. Рассказываем об их богатой истории и о том, что тут изменилось за время реставрации.
Усыпальница Нарышкиных, резиденция Мортье и ценные святыни
Высоко-Петровский монастырь — монумент древнерусского зодчества и великолепный пример нарышкинского стиля — занимает почти целый квартал на Петровке. Уместно, улица названа именно в его честь. История монастыря связана с важными страницами становления российского государства: возвышением Москвы и первым русским императором. Увлекательно, что в обоих эпизодах фигурируют люди по имени Петр, правда, разделяют их почти 400 лет.
Святитель Петр — митрополит Московский
Высоко-Петровский монастырь, 1 из самых древних в Москве, был заложен в начале XIV века. Свое наименование обитель получила в честь апостолов Петра и Павла, а позже — в честь митрополита Киевского и всея Руси Петра.
В XII–XIV веках все русские княжества контролировала Золотая Орда. Единого государства не существовало, как и отдельной церкви. Митрополит всея Руси избирался и подчинялся Константинопольской патриаршей церкви, его кафедра располагалась в Киеве. В 1324 году святитель Петр перенес кафедру в Москву, поскольку Киев всегда подвергался набегам и пожарам. В Москве же во времена правления Ивана Калиты была весьма благоприятная обстановка, хороший финансовый климат и относительная безопасность. Многие жители Древней Руси стали переселяться в Московское княжество. Среди них Кирилл и Мария, родители святого Сергия Радонежского, который позже сыграет огромную роль в становлении единого русского государства.
Перенос кафедры в начале XIV века свидетельствовал о возвышении Москвы как центра духовной жизни русских земель. Минуя два года после переезда в Москву святитель Петр скончался. Его похоронили в Успенском соборе Московского кремля.
Итальянское зодчество и нарышкинский стиль
Мощи святителя Петра в 1497 году перенесли из кремля в Высоко-Петровский монастырь, где они хранятся до сих пор. В начале XVI века по приказу Василия III в честь святителя Петра построили каменный святилище. Проектом занимался специально приглашенный из Италии архитектор Алевизио Ламберт иди Монтаньяно (Алевиз Фрязин Новый). Стройка храма Святителя Петра, Митрополита Московского завершили в 1517 году. Необычный купол (шлем и восьмигранная башня) по-прежнему впечатляют изяществом и простотой.
В XVII веке недалеко от Высоко-Петровского монастыря располагался двор Кирилла Нарышкина, отца Натальи Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Во время Стрелецкого бунта 1682 года братьев Натальи Ивана и Афанасия убили, а отца постригли в монахи и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался. После того как Нарышкины утвердились в статусе одной из влиятельнейших семей при царском дворе, погибших во время бунта Ивана и Афанасия похоронили в Высоко-Петровском монастыре. С этого времени он стал фамильной усыпальницей Нарышкиных. В конце XVII века над могилами Ивана и Афанасия появился каменный Боголюбский собор.
После восхождения на престол Петра I в 1689 году начался золотой век обители. Постройки того времени на территории монастыря — характерные образцы так называемого нарышкинского барокко. В этот этап стены храма Святителя Петра, Митрополита Московского украсили росписью, которую можно увидеть и сейчас. В 1690 году началось стройка колокольни с надвратной церковью (надвратный храм Покрова и Казанская часовня). Церковь располагается прямо над святыми вратами, которые ведут в монастырь с Петровки, а ее колокольня стала доминантой итого квартала.
В 1690 году начали строить и Сергиевскую трапезную — в честь преподобного Сергия Радонежского. Внешнее строение напоминает трапезную Троице-Сергиевой лавры. Отделку закончили в 1697 году, в это же время рядом возвели братские кельи. Их с трапезной соединяет переход в виде арки.
В 1750 году родственники Петра I построили святилище Толгской иконы Божией Матери. В середине XVIII века к ансамблю добавился и святилище в честь преподобного Пахомия Великого — основоположника монашества в Египте.
Тяжелые времена и тайная община
Во время оккупации Москвы Наполеоном Высоко-Петровский монастырь был разграблен. Там устроил резиденцию маршал Мортье, военный губернатор Москвы. Но святыни удалось сохранить: их вывезли еще до нашествия французов. Главная святыня — икона святителя Петра с частицей мощей, она находится в монастыре и сейчас. Среди других реликвий чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи Митрофана Воронежского, частицы мощей Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и Серафима Саровского. Также тут хранится мощевик с частицами 82 мощей преподобных и святителей, подвизавшихся в пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
Храмы на территории монастыря закрыли после Октябрьской революции, но в 1920–1950 годах поблизости существовала тайная монашеская община. Так, в одной из квартир в Печатникове переулке действовал скит во имя иконы Божией Матери «Знамение».
С 1991 года тут снова начались богослужения, а в 2009-м возобновилось монашество.
Обновление обители
В 2010 году отпраздновали 700-летие обители. В 2011-м Правительство Москвы утвердило масштабную программу восстановления храмов, в которую вошел и комплекс Высоко-Петровского монастыря. Реставрационные работы начали в 2016 году, в этом году планируют закончить работы в четырех строениях (а в двух они уже завершены).
В старейшем храме — храме Святителя Петра, Митрополита Московского — обновили стены, полы, кровлю и роспись, укрепили фундамент и кирпичную кладку, восстановили крыльцо, отреставрировали и расписали фасады. Святилище завершает оригинальный купол из деревянных лепестков. Дорожки вокруг и ступени крыльца выложили гранитной плиткой, а стены оформили в стилистике XVI века.
В церкви Пахомия Великого ремонтируют крышу, водосток, фасады, стены, ограждения гульбища. Реставраторы восстанавливают декор, воссоздают интерьеры, обновляют полы, двери и окна. В Сергиевской трапезной завершается реставрация фасадов четверика и апсиды, белокаменного декора, конструкций крыши четверика, окрытия, глав, завершений. В колокольне с надвратной церковью укрепили кладку стен, сводов, проездной арки и стилобата, обновили водосток и отмостки. Кроме того, специалисты воссоздали двери и окна, отреставрировали фасады, полы, лестницы, архитектурно-лепной декор.
«Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы
Одна из самых известных церквей Москвы, святилище Вознесения Господня в Сторожах, или «Большое Вознесение», тоже связана с Нарышкиными. Первая церковь на этом месте появилась в середине XVI века. В XVII веке неподалеку располагался дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По ее приказу на месте деревянной в 1685 году построили каменную церковь — Вознесенский святилище.
В конце XVIII века граф Григорий Потемкин решил возвести новый святилище, его строили рядом со старым. Работы начались в 1798 году и продолжались почти 50 лет, в них поучаствовали многие известные зодчие.
5 веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин
Пушкин и Гончарова
К 1831 году старый святилище разобрали, службы стали идти в новом. Среди прихожан была семейство Гончаровых, жившая неподалеку. 18 февраля 1831 года тут венчалась девица Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. Основное здание еще не было достроено, и торжественное мероприятие состоялась в трапезной, в приделе Николая Чудотворца. В «Большом Вознесении» Пушкина поминают ежегодно.
Возведение церкви завершилось в 1836 году, за год до смерти Пушкина, но внутренние работы продолжались. Колокольню, которая предполагалась по проекту, строить вовсе не стали. 19 сентября 1848 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новый святилище.
Гараж, лаборатория и реставрация
В 1931 году храм закрыли, но он все-таки уцелел. Вначале здесь располагался гараж, а в 1960-е разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов. В 1987 году его передали Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года Патриарх Алексий II провел тут первую службу. В этот период началась реставрация «Большого Вознесения».
Восстановлением живописи храма более 10 лет занимался художник Алексей Артемьев. В 2002–2004 годах была построена колокольня. В 2010-е начались масштабные работы в рамках столичной программы реставрации. В 2012-м обустроили пандус и лестницу, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и 7 столбов ограды. В 2017–2018 годах восстанавливали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты занимались восстановлением искусственного мрамора и лепного декора.
Реставрация московских храмов
Храмы столицы реставрируют по программе предоставления субсидий религиозным организациям. Ее особенность в том, что в нее входят памятники не лишь регионального (московские), но и федерального значения. В период с 2011 по 2018 год ремонтные и реставрационные работы проходили на 52 объектах. За это время 33 объекта отреставрировали целиком. Только в 2018 году в Москве были выделены средства на проведение работ на 17 объектах — в монастырях и отдельных храмах.
Среди самых известных из них Рождественский, Ивановский и Новоспасский монастыри, Владимирская церковь, церковь Симеона Столпника, святилище иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», церкви Николы в Хамовниках, Ивана Предтечи под Бором, Флора и Лавра, «Малое Вознесение» и «Большое Вознесение».
Источник: Правительство Москвы