Мы тут не ради оценок, а ради знаний: призеры международной олимпиады в Ботсване — о научном состязании
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин Московские школьники, которым удалось привезти из Ботсваны серебро, рассказали о подготовке к олимпиаде, конкуренции и планах разработать технологии управляемой термоядерной реакции.
В этом году столичные школьники установили рекорд: на международных олимпиадах они получили 13 золотых медалей. В сумме у москвичей 22 награды, а итого сборная России завоевала 38 медалей.
Итоги последнего соревнования, XV Международной естественнонаучной олимпиады юниоров IJSO-2018, подвели 10 декабря в Габороне (Ботсвана). Школьники демонстрировали знания по трем дисциплинам: физике, химии и биологии. В составе сборной России москвичи завоевали 4 медали: одну золотую и три серебряные.
Mos. ru поговорил с призерами о подготовке к олимпиаде, заданиях и планах на будущее. Ребята рассказали, почему уступили командам из Азии и как в их жизнь пришла наука.
Георгий Жомин: Соперников у меня не было — всего лишь друзья
Серебряный призер, ученик 9-го «И» класса лицея № 1568
В международной олимпиаде я участвовал впервые, было немножко волнительно из-за того, что защищали честь страны. Сборная получилась хорошая, слаженная. В экспериментальном туре, когда мы совместно выполняли задания, у нас довольно хорошо получилось, и мы набрали высокие баллы. Я не чувствовал какой-нибудь конкуренции, мне просто хотелось поучаствовать в олимпиаде. Соперников у меня не было — только лишь друзья, даже из других команд.
Всего было три тура: экспериментальный, теоретический и тестовый. Задания сложными не показались, потому что ко всему нас готовили на сборах. Так, по химии нужно было определить концентрацию вещества, зная концентрацию другого и имея несколько реагентов. По биологии — поделить смесь веществ и проанализировать ее, а по физике — исследовать физическую величину, используя оборудование, так цилиндр с маслом или железные шарики.
Перед этой олимпиадой было четверо сборов: одни — три недели и три по две недели. На сборах нам рассказывали о том, что может пригодиться на IJSO. Наши преподаватели готовят к этой олимпиаде не первый год, потому они примерно знали, какие должны быть задания. Учителя на сборах ориентируются на то, что человек уже хорошо знает базу предмета, не пытаются запихнуть в человека знания, а попросту рассказывают. Каждый и так заинтересован.
Я учусь в лицее, в котором участие в олимпиадах обычное дело. Когда у меня начала получаться физика, я обратил на это внимание и начал готовиться к олимпиаде. Я пропускаю много уроков в школе, из-за того что мне приходится ездить на сборы. Но учителя по другим предметам поддерживают — стараются поддержать, подтянуть пропущенный материал, чтобы поставить хорошие отметки. После школы пойду в МГУ имени М.В. Ломоносова на физфак или химфак и далее планирую заниматься наукой.
Данила Самоделкин: На олимпиаде волноваться недосуг
Серебряный призер, ученик 9-го «Б» класса школы № 2007
Об олимпиадах я узнал в пятом классе, когда меня отдали в физико-математическую школу № 2007. Тут я познакомился с хорошими преподавателями, которые меня заинтересовали математикой и рассказали про некоторые научные соревнования. А в седьмом классе попробовал съездить на Московскую олимпиаду школьников по физике — и как-то без особого напряжения ее выиграл, не готовясь и не читая много сверх школьной программы. Попросту ходил на уроки и внимательно слушал. Потом я решил восходить выше. Хотел бы сказать спасибо своим школьным учителям за то, что они вселили в меня желание обучаться, подтолкнули меня к тому, к чему я в конце концов пришел.
Когда мы прилетели в Ботсвану, было весьма жарко. Это первое, на что в Африке обращаешь внимание, — сложно приноровиться к таким температурам. Первое впечатление было испорчено, потому что у меня болела голова от жары. Но к первому туру, тестовому, все пришло в норму.
Решая задачи, которые были не на всю команду, чувствовал себя свободнее. Знал, что это отразится всего лишь на моем персональном результате и я никого не подведу. В теоретическом туре пробелов в знаниях не было за исключением нескольких аспектов биологии. Много терминов и разделов, которые надо учить, а времени на подготовку маловато. Намного проще понять что-то, чем запомнить.
Задания на олимпиаде были несложными, в основном проверяли логику и внимательность. Сборная России потеряла баллы в задачах, где был каверзный вопрос или что-то попросту не досчитали, не заметили. Эксперимент по физике был удачным, мы попали во все ворота, но подкосил эксперимент по химии. Была простейшая задача: двухосновная кислота нейтрализовалась щелочью, и мы допустили глупую математическую ошибку при делении на два.
На олимпиаде рассудок берет верх, волноваться некогда. Мы же не просто так приехали, у нас было три отбора и всероссийский этап. На сборах к олимпиаде нас ко многому готовили, давали весьма сложные задачи из взрослых соревнований. В сборной мы держались сплоченно, совместно ходили завтракать, обедать и ужинать, проводили время командой, играли в настольные и подвижные игры. Нам было увлекательно вместе.
Планы на будущее появились в шестом классе, когда я выиграл олимпиаду «Математический праздник». Тогда я шел мимо физического факультета МГУ, где мне понравилась надпись «ядерная физика». Я сказал, что хочу на эту кафедру, и пока ничего не изменилось. В будущем, скорее, занялся бы наукой, чем развитием технологий для какой-нибудь компании. Самое желанное — разработать технологии управляемого термоядерного синтеза, или, по-другому, управляемой термоядерной реакции.
Среди лидеров: Москва заняла пятое место в мире по уровню знаний школьников Контракт со школьником и миллион за олимпиаду: какие возможности дает московская школа
Иван Клигунов: Ученики тут не ради оценок, а ради знаний
Серебряный призер, ученик 9-го «Ф» класса школы № 1329
У российской сборной в среднем балл из года в год практически не меняется, как сообщили наши тренеры, — всегда в сумме выходит от 80 до 90 баллов из 100. В этом году много команд из стран Азии набрали больше, чем 90 баллов, — из Тайваня, Вьетнама и Таиланда. Их команды практически в полном составе собрали золотые медали. Выигрывали они в основном за счет своей аккуратности.
На сборах, где нас готовили, каждый день проходили две большие лекции по три часа. В конце сборов устраивали соревнования по формату IJSO, то есть проводили тестовый, экспериментальный, теоретический туры. По результатам отсеивали участников. На сборы приезжают не ради оценок, а ради знаний. Тут ты вместе с другими ребятами, у которых схожие интересы, усиленно занимаешься одним из любимых предметов с более квалифицированными преподавателями.
На всероссийском уровне я участвовал в олимпиаде «Максвелл», двукратно занимал второе место. Был на региональных этапах, тоже несколько раз оказывался в числе призеров. А началось участие в олимпиадах в четвертом или пятом классе. Мне понравилась математика в начальной школе. Затем поступил в кружок при МГУ и в физико-математический класс.
В будущем, возможно, буду поступать в Московский физико-технический институт, может быть, в Высшую школу экономики. В общем, с вузом я еще не определился и даже со специальностью не совсем. Скорее итого, пойду в сферу информатики, какая-нибудь вычислительная математика или кибернетика, как она называется в МГУ. Если все-таки выберу физику или математику, то планирую заниматься наукой. Если же информатику, то можно и наукой заниматься, и трудиться где-нибудь программистом, но высококвалифицированным.
Больше о результатах выступлений школьников Москвы на международных олимпиадах можно узнать на сайте.
Источник: Правительство Москвы