Истории вещей. Как москвичи поздравляли товарищ друга с Рождеством в прошлом веке
Почтовая карточка «С Рождеством Христовым. Везут купленную елку». 1900-е годы. Художник С. Ващенко. Из коллекции Музея Москвы О появлении открытых писем в России и мире, их популярности и разнообразии.
Сегодня в рубрике «История вещей» 1 из главных праздничных символов и атрибутов — открытки. Рассматривать будем рождественские почтовые карточки вековой давности из коллекции Музея Москвы.
Сто лет назад открытки были важнейшим видом обмена информацией. Их издавали в огромном количестве с самыми разными сюжетами. Изначально их называли карточками для корреспонденции, почтовыми карточками или открытыми письмами (отсюда и «открытка»). Это был формуляр, на котором с одной стороны писался адрес получателя, а с иной — текст отправителя. В России открытые письма появились в 1872 году, а иллюстрированные почтовые карточки — в 1895-м, когда была отменена монополия государства на их производство. С 1904 года и в Российской империи, и во всем мире стали производить уже привычные нам открытки с красивыми картинками. Разумеется, самым частым поводом для отправки было поздравление с праздником, главным образом с Рождеством.
На самых старых рождественских открытках все персонажи рисованные. С появлением фотографии начали печатать изображения с постановочными сценками с участием детей. Такие, как вот эта открытка из коллекции Музея Москвы. На обороте сохранилось поздравление, написанное в конце 1912 года учеником своей учительнице: «Многоуважаемая учительница С.Т. (Софья Тимофеевна). Поздравляю вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова и желаю хорошо повстречать и провести».
Вплоть до революции Рождество в России отмечали 25 декабря, по юлианскому календарю. Оно плавно перетекало в празднование Нового года, потому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.
На открытках были как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, изображали детские зимние забавы. Популярны были зимние пейзажи, праздничные сценки, сцены подготовки к празднику.
К 1917 году иллюстрированные почтовые карточки обрели такую популярность, что даже не хватало производственных мощностей, чтобы целиком обеспечить спрос. Поэтому часть открыток, имевших хождение в России, до начала Первой всемирный войны печаталась за рубежом — в Германии и Швеции.
Открытки были и самостоятельным, чрезвычайно востребованным жанром изобразительного искусства. Над их созданием трудились известные художники Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Большой популярностью и поистине всенародной любовью пользовались открытки Елизаветы Бем. Впрочем, в ходу были как карточки, созданные выдающимися художниками и отпечатанные в лучших типографиях, так и выполненные на бумаге более низкого сорта для массового потребителя. Изготовители открыток проявляли большую фантазию: открытки были рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромосеребряные и даже с золотым обрезом.
Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей»
Источник: Правительство Москвы