«Раз я забыл бороду». Актеры московских театров — о роли Деда Мороза
Артист театра «МОСТ» Андрей Рогозин в роли Деда Мороза 9 монологов о танцах в шубе, прыжках в мешке и страхе быть рассекреченным.
Это происходит с ними каждый год в конце декабря. Между репетициями и спектаклями они достают накладные бороды, надевают красные шубы и едут поздравлять малышей с наступающим Новым годом, слушать стихи в их исполнении, водить хороводы вокруг елки и усердствовать быть, а не казаться настоящим Дедом Морозом. Mos.ru продолжает расспрашивать актеров Московских театров об этой нелегкой, но веселой работе.
Григорий Скряпкин (Малый театр): Самая большая сложность — костюм
— Сейчас я выступаю, скорее, всего-навсего для детей своих друзей — очень занят в театре, где я тоже Дед Мороз. Там у нас не попросту представления — еще актеры проводят всякие конкурсы, дарят подарки.
Когда дочь была маленькой, я всегда играл Деда Мороза на ее утренниках. А потом, когда она подросла, несколько раз сама помогала мне, наряжаясь Снегурочкой. Еще несколько раз работал Дедом Морозом с одной благотворительной организацией. Дело было в больнице. Я ходил по палатам и дарил подарки детишкам, которые не могут выйти. Было приятно делать добро.
Но были и курьезные случаи. Так, однажды после выступления в чьей-то квартире я увидел в подъезде своего бородатого коллегу. Бедняжка выпил лишнего, очень устал. Я помог ему добраться до такси, немножко привел его в чувство.
Вообще самая большая сложность для меня в этой работе — костюм. Шуба весьма теплая и тяжелая, борода все время лезет в рот, парик — на глаза. А если приходится с детьми побегать, то и вовсе начинаешь задыхаться. Так что чтение стихов — это, наверное, такая ухищрение, чтобы Дед Мороз мог немного отдохнуть и восстановить дыхание. Дети и стихи — отдельная тема. Они весьма волнуются, боятся забыть слова, часто придумывают свои собственные окончания строчек — порой получается очень смешно.
Антон Алипов (театр «Сфера»): Мои фокусы всегда идут на ура
— Впервые костюм Деда Мороза я примерил лет 15 назад, когда мои малыши были маленькими. Это стало традицией, и теперь я перевоплощаюсь в этого новогоднего волшебника каждый год. Я предпочитаю трудиться с ребятами в детском саду. А вот на корпоративах у взрослых выступать не люблю — многие начинают глупо шутить.
Главное в этой работе — целиком погрузиться в образ, прислушиваться к каждому ребенку, говорить с ним о том, что его волнует. Если я прихожу к нему домой, то прошу, чтобы он мне рассказал, какие у него любимые игрушки, показал свою комнату.
А еще у меня припасено несколько простых, но весьма действенных фокусов, которые всегда идут на ура. Например, я крашу воду в разные цвета. Для этого заблаговременно на внутренние стороны крышек наношу краску. При детях навинчиваю их на банки, трясу — и вода становится зеленой, красной или синей. Ребята удивляются, весьма радуются. Получается такое простое чудо.
Олег Бажанов («Электротеатр Станиславский»): Первый выход был смешным
— Дед Мороз — одна из любимых ролей в моей карьере. И одна из самых первых. Мне было 15 лет, когда я начинал. Сейчас 50. Выходит, моему Деду Морозу итого лишь 35. И скажу честно, первый мой выход был самым смешным.
Дело было в ресторане. После того как произнес вступительные слова: «Ах, наконец я попал в этот зал», — я забыл все остальные. В голове — чистый лист. Я с ужасом начал размышлять, что делать и как обыграть эту паузу, чтобы все решили, что так и должно быть. Я подхожу к самому дальнему столику с гостями, беру шампанское, наливаю его в фужер, поднимаю руку наверх и… вспоминаю текст. Получилось так, как будто выступление я начал с тоста.
С тех пор работаю каждый год — как на утренниках, так и на корпоративах у взрослых. Не важно, где работает человек — в Государственной Думе или в школе, он все равно порой хочет ненадолго вернуться в детство, в сказку. Мне особенно приятно, когда старшие ко мне подходят и благодарят. Помню, как один известный олигарх сказал мне: «Вы знаете, ко мне впервые в жизни пришел настоящий Дед Мороз».
Я весьма серьезно подхожу к подготовке праздника: занимаюсь режиссурой и привлечением артистов, пишу сценарий, провожу репетиции.
Читателям я бы хотел дать 1 совет: к выбору Деда Мороза и Снегурочки подходите очень обстоятельно. У них должны быть актерское образование, вокальные навыки и хореографическая подготовка.
Еще я хочу поздравить всех с Новым годом и пожелать исполнения самых заветных желаний!
Александр Сизов (театр МОСТ): Пришлось возродить веру в Деда Мороза
— Под Новый год у меня обыкновенно очень много заказов. Конечно, каждый раз выступать волнительно, а в первый так и вовсе было весьма страшно — боялся, что дети меня разоблачат. Но самая трудная задача ждала меня во время моего второго выступления.
Когда я приехал, папа ребенка отвел меня в сторону и говорит: «В прошлом году решил представить Деда Мороза сам. Неудачно. Был опознан ребенком. Ребенок очень обиделся — зачем обманули?!» То есть мне нужно было исправить родительскую оплошность и возродить веру в Деда Мороза. Поднимался по лестнице и размышлял, что бы такого придумать. Понимал, что в любом случае меня будут думать. Зашел в квартиру и от ужаса прямо с порога говорю: «С Новым годом!» Тут в коридор выбегает девочка: «Ой, Дед Мороз! Настоящий…» Что тут сообщать — я просто растаял от умиления.
Андрей Рогозин (театр МОСТ): Все поверили, что я настоящий Дед Мороз
— Раз мы со Снегурочкой отыграли представление в детском саду. После этого буквально минуя пару дней родители одного из детей пригласили нас на общий праздник во двор дома. И вдруг их ребенок нас узнал! Он всем говорил: «Это же тот самый Дед Мороз, который был у нас в садике!» И тут уж все без исключения дети поверили, что я и есть настоящий дедушка, который ходит по стране и всех поздравляет.
Был в моей практике и один весьма странный случай. Нас позвали на елку к четвероклассникам. Но никаких подарков в школе заготовлено не было! Директор выдала нам со Снегурочкой пакет с конфетами и попросила раздать самым активным, во время конкурсов. А мы понимаем, что на всех не хватит и собственно нам придется объяснять, почему для одних есть сладости, а для других нет. Хорошо, что такого больше никогда не повторялось.
Павел Гребенников (театр «Сфера»): Снегурочка помогает наладить контакт
— Моя работа Дедом Морозом началась с одной фирмы по организации детских праздников. У них были свои сценарии, костюмы, а еще — педагоги, которые рассказывали нам, аниматорам, о детской психологии, о том, как лучше общаться с ребятами того или иного возраста. Так что на первое представление я отправился во всеоружии. Проработал года два и сделал перерыв — было сложно соединять с основной работой в театре.
Прошло семь лет. И однажды моя коллега-актриса попросила выступить на утреннике у ее дочки в детском саду. В порядке исключения согласился. С тех пор оставить эту новогоднюю сказку не могу.
Заметил одну интересную предмет: если зовут выступить дома, то лучше, чтобы Снегурочка тоже приехала — с ней ребенок почему-то чувствует себя спокойнее, потому что Деда Мороза некто боится, кто-то не сразу принимает. Снегурочка помогает наладить контакт между нами. Никогда не знаешь, чего ожидать от детей.
Денис Сарайкин (театр «У Никитских ворот»): Я необычный Дед Мороз
— Скажу сразу: я не совсем обыкновенный Дед Мороз. Я небольшого роста, всего метр и 70 сантиметров. Но моя задача — не напугать ребенка внешним видом, а разыграть его. Малыши сразу мне доверяют. Я для них сразу старый добрый друг. А некоторые из них не боятся пробовать отцепить мне бороду, приговаривая: «Ты же дядя».
Когда мне было чуть больше 20 лет, я уже мог понизить голос так, что не отличишь от настоящего Деда Мороза. Стал выступать на елках. Исподволь мое увлечение перешло на постоянную основу.
Навсегда запомнил, как поздравлял собственную дочь. Ей было два года, она почти не говорила. Я пришел в костюме, с бородой, подарил ей подарок. А спустя три года она мне выдает: «Ты что, думаешь, я тогда не поняла, что это был ты?» У меня шок. С тех пор перед ней в этом наряде не появляюсь, почему-то стесняюсь. Хотя в Деда Мороза верит, недавно написала ему письмо, ждет подарок под елкой.
Максим Шуткин (Театр на Малой Бронной): Раз я забыл бороду
— В качестве Деда Мороза я открыл себя в нашем театре. У нас есть такая традиция: каждый год в январе устраиваются представления для детей сотрудников. Актеры сами пишут сценарий. Прошел слух, что у меня хорошо получается ладить с детьми. И мне сообщили: «Давай ты будешь Дедом Морозом». Так и повелось.
После стал поздравлять детей и дома. Однажды, в спешке собираясь к ребенку, забыл бороду. Фиаско. Какой Дед Мороз без бороды? Я извинился перед заказчиками. Но нужно было сходить из глупого положения. Я надел костюм, залез в мешок, натянул его до подбородка. Обыграл это так, что добросердечный Дедушка настолько соблазнился подарками для детей, что сам оказался в мешке. Ребенок остался доволен. К этой семье езжу уже четвертый год подряд и бороду больше не забываю.
Я уже много раз хотел прекратить этим заниматься. Но вот вижу глаза ребенка, когда он смотрит на Деда Мороза и от счастья чуть ли не разум теряет, и понимаю, что это дорогого стоит.
Александр Иванков (театр «АпАРТе»): Первый эксперимент оказался удачным
— Работа Дедом Морозом — это весьма сложно. Это ответственность не только перед детьми, но и перед собой — каждый раз самому себе надо обосновывать, что ты еще можешь, что тебе могут поверить. Физически тоже очень сложно — попробуй потанцуй час напролет в этой шубе. Но приходится.
Дедом Морозом я стал весьма давно, еще в студенческие годы подрабатывал в детском саду. Мне дали уже готовый сценарий, с которым я выступил на утреннике. Оказалось — успешно. Работа с детьми очень благодарная, они радуются приходу своего любимого персонажа. Стоит лишь раз примерить на себя бороду и взять в руки посох, уже становится тяжело от этого отказаться.
Коньки, горки, керлинг и юкигассен: чем еще заняться в «Городе зимы» на ВДНХСоветская классика на больших экранах: «Москино» организует бесплатные показы в новогодние каникулы
Источник: Правительство Москвы