Самая обаятельная и привлекательная. 8 главных ролей Ирины Муравьевой
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Режиссер Геральд Бежанов. 1985 годСегодня народной артистке России исполняется 70 лет. Вспоминаем и пересматриваем самые важные картины в ее карьере — от мелодрамы «Москва слезам не верит», в которой Муравьева не хотела сниматься, до «Артистки из Грибова», сюжет которой стал воплощением главного страха актрисы.
Театром и кино Ирина Муравьева увлеклась еще в 15 лет. После школы пробовала поступить в театральные вузы столицы. Ей всюду отказали, посоветовав попробовать освоить другую профессию. Упорная абитуриентка повторила попытку минуя год — с тем же успехом. Но от намеченной цели девушка не отступала. И ей повезло: ее потенциал разглядели в студии при Центральном детском театре — тут, кстати, Муравьева познакомилась с режиссером Леонидом Эйдлиным, который вскоре стал ее мужем. Все три года обучения она мысленно готовилась к отчислению — хорошо помнила все, что ей еще недавно говорили в приемных комиссиях. По иронии судьбы будущая звезда экрана боялась, что ее упрекнут в профнепригодности.
«Чисто английское убийство» (1974)
Не счесть, на скольких кастингах побывала Ирина Муравьева, прежде чем ей досталась роль горничной Сюзанны в двухсерийном детективе «Чисто английское убийство» по роману Сирила Хэйра. Режиссер Самсон Самсонов поверил в молодую актрису, а после еще долго убеждал худсовет, что она отлично справится: характер подходящий, бойкий и на внешность милая — собственно такой и должна быть возлюбленная хозяйского сына. В итоге ее кандидатуру он отстоял.
Муравьевой, которая до конца не могла поверить в такую удачу, с трудом давалась каждая подмостки. Да еще и партнеры по съемочной площадке были такие, перед которыми совестно ударить в грязь лицом, — Баталов, Оболенский, Тараторкин. Она навсегда осталась благодарна Самсону Иосифовичу, который, как она считает, дал ей путевку в кино.
«Дуэнья» (1977)
К моменту начала съемок в «Дуэнье» актриса уже числилась в труппе Театра имени Моссовета и параллельно училась в ГИТИСе. Она до конца не верила, что на роль классической красавицы Инессы, мечтающей воссоединиться со своим возлюбленным, утвердили собственно ее: раньше, когда режиссеры приходили в студию выбирать актрис, на нее не смотрели. Зато Михаил Григорьев, решивший экранизировать пьесу английского драматурга Ричарда Б. Шеридана, хотел, чтобы эту героиню сыграла собственно Муравьева.
На съемочной площадке молодой актрисе посчастливилось работать с настоящими звездами — Владимиром Зельдиным, Евгением Леоновым, Любовью Полищук. А с сыгравшей дуэнью Инессы Татьяной Васильевой она и вовсе подружилась.
«Москва слезам не верит» (1979)
Минуя два года Ирине Муравьевой предложили роль Люды Свиридовой в новой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Героиня актрисе категорически не понравилась: грубая, хамоватая, расчетливая. «Я же не такая. Как мне ее играть?» — думала Муравьева. Изначально, уместно, режиссер предложил роль Анастасии Вертинской, но та отказала.
В Муравьевой он не разочаровался: актриса схватывала все скоро, на лету. А сцену драки Люды с героем Александра Фатюшина и вовсе сняли с одного дубля. Ирина настолько вжилась в роль, что у ее партнера еще долго болели щеки.
К ее образу костюмеры подошли особенно внимательно. Действие картины начинается в 1958 году — кумиром девушек того времени была Людмила Гурченко, только лишь что дебютировавшая в «Карнавальной ночи». Так что модница Люда в первой части картины носит исключительно пышные платья с нижними юбками.
В 1981 кинофильм получил премию «Оскар», стал лидером проката на родине, а Ирина Муравьева удостоилась Государственной премии СССР. Всюду шутили: «Получили “Оскар”? Москва плачет. Не верит!» Однако самой актрисе кинофильм не понравился.
«Мы, нижеподписавшиеся» (1980)
В 1980-х настало время, когда режиссеры сами наперебой приглашали Муравьеву в свои картины, а она могла выбирать — как и мечтала. Она с удовольствием согласилась сыграть супругу главного героя в производственной драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Гельмана. Партнером Муравьевой стал Леонид Куравлев, который ей всегда очень нравился. Работать было легко: понимали они товарищ друга с полуслова.
После этого Муравьева снялась в еще одной картине Лиозновой — «Карнавале». Молодые люди на улицах не давали актрисе прохода, пытаясь познакомиться, напевая: «Позвони мне, позвони».
«Самая обаятельная и привлекательная» (1985)
Следующая звездная роль Ирины Муравьевой — в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Сценарий картины Анатолий Эйрамджан и режиссер Геральд Бежанов прописывали специально под Муравьеву. Но молодой актрисе совсем не нравилась одинокая инженерша Надя Клюева, пытающаяся найти жениха.
Бежанов караулил Муравьеву у театра, писал письма, звонил — словом, использовал все средства, чтобы ее уговорить. О иной актрисе не хотел даже слушать. А потом пустил в ход тяжелую артиллерию: попросил поговорить с ней Леонида Куравлева, которому актриса не могла отказать. Уж если и он снимается в этой легкой комедии, то и она сможет.
Но своего отношения к картине артистка не изменила и даже не видела ее целиком. Посмотрела ленту спустя много лет, когда старшие сыновья подарили ей видеокассету. «Хороший фильм», — признала Муравьева.
«Год теленка» (1986)
Владимир Меньшов, Валентин Гафт, Лев Дуров — Ирина Муравьева уже успела свыкнуться к съемкам в звездной компании, и «Год теленка» Владимира Попкова не стал исключением. Эта лента не достигла таких высот, как некоторые предыдущие с участием Муравьевой, но роль несложный доярки, честной труженицы Людмилы Никитиной ей нравилась. К тому же ей импонировала мудрость ее героини, которая смогла вернуть в семью супруга.
«Артистка из Грибова» (1988)
Главная героиня «Артистки из Грибова» — актриса в возрасте за тридцать, которая так и не смогла сделать головокружительную карьеру в Москве. Она вынуждена позабыть про свои мечты, потому что большие роли ей не доверяют. Такая судьба была страшным сном для самой Ирины Муравьевой, которая как-то, в начале карьеры, так боялась навсегда остаться на вторых ролях. Потому ей было особенно интересно сыграть в этой картине, чтобы попробовать понять, как бы она себя чувствовала, если бы жизнь сложилась по-другому. Уместно, в одном из эпизодов она напевает: «Позвони мне, позвони…» — привет «Карнавалу» Лиозновой.
«Эта женщина в окне» (1993)
В 1990-е годы Муравьева редко находила для себя интересные роли. Однако ее заинтересовал новый кинофильм ее мужа Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне». Главная героиня Евгения, которая минуя много лет встретила свою первую любовь и отца своего ребенка, показалась ей идеалом женственности и преданности. Ее партнерами на съемочной площадке стали Юрий Беляев, Елена Яковлева, Екатерина Васильева.
В 1994 году Ирине Муравьевой присвоили звание народной артистки России. Тогда же она перешла трудиться в Малый театр.
В 2010-м Муравьева снялась в фильме «Китайская старушка». За эту работу актриса получила премию «Ника» в номинации «Лучший исполнитель роли второго плана». На сегодняшний день это последняя работа Муравьевой в кино. Основной ее рабочей площадкой стал театр.
Источник: Правительство Москвы