От Паланги до Гурзуфа. Кураторский гид по выставке советских туристических плакатов в Музее Москвы
Об особенностях рекламы СССР за рубежом и поездках советских граждан за линию разграничения рассказывает куратор выставки Екатерина Попова.
12 апреля 1929 года в СССР было создано специальное общество по работе с иностранными туристами. В ведении организации оказался не всего лишь прием, но и приглашение — ее сотрудникам предстояло придумать, как рекламировать страну за границей.
Картины процветающих городов и республик, счастливые люди и красивая природа — советские рекламные постеры, выпускавшиеся на экспорт, сильно отличались и от действительности, и от агитплакатов, распространявшихся внутри страны. Нарисованный для иностранцев СССР впервые показывают на выставке «История Интуриста в советском туристическом плакате». О том, как привлекали иностранцев в Советский Союз, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Экспозиция открыта до 19 мая. В последний день работы ее можно будет увидеть на безоплатной основе. Третье воскресенье месяца — день свободного посещения Музея Москвы.
Лучшие художники и поиски стиля
1930-е годы — время соцреализма в советском искусстве. Первоначально рекламу СССР для иностранцев тоже пытались сделать в этом стиле — думали, Европе и США интересны советские сталелитейщики и колхозники. Но скоро выяснилось, что поездки за границу могли позволить себе только богатые люди, которым страна была интересна в целом. Советские рекламщики обратились к ар-деко и русскому авангарду.
Лучшие художники были брошены на разработку концептуальных рекламных плакатов, отражающих красивый и светлый образ процветающей страны. Эскиз отдавали на утверждение специальной комиссии, а затем уже одобренный вариант поступал в работу. Среди сохранившихся экземпляров много произведений Николая Жукова, Ольги Эйгес, Максима Литвак-Максимова.
У Интуриста в те времена были офисы и турбюро практически во всех крупных странах — в США, Швеции, Германии, Франции. Там плакаты и распространялись. Поток туристов остановился во время войны. Но к концу 1940-х путешествия в СССР возобновились.
Маршруты
Изначально самыми популярными точками на карте СССР среди иностранцев были Москва, Ленинград и Крым. После войны к этому списку добавились города Золотого кольца. Им была посвящена целая серия плакатов с рекламой старой русской архитектуры. Уместно, благодаря туризму уцелели многие объекты русской старины — руководителям Интуриста удалось уверить власти в том, что храмы и монастыри интересны иностранцам.
Большое внимание на плакатах уделяли союзным республикам. Постеры демонстрировали лучшие стороны каждой. Украинская ССР представала в образе житницы. В Белорусской ССР на первом плане были народные песни и танцы. Тема Кавказа — горы, совсем иная колористика, сочетание моря и тропиков, снежных вершин и апельсинов.
Для каждой страны — собственный постер
На плакатах изображали известные иностранцам символы страны. На одном из постеров матрешка плывет на ладье. Для нас такое сочетание комично, но оно работало: и матрешки, и ладьи были известны за границей.
Содержание плаката зависело от менталитета страны, для которой он предназначался. Для скандинавов Крым подавался в том виде, который был им понятен, — лодочники в шапочках, корабли и яхты. Для Франции создавали совсем другую рекламу — французам показывали крымский пляж. Зеленая растительность и песок стали образом советской ривьеры. Для Германии в рекламе делали ударение на спорте — физическая культура начала набирать здесь популярность еще в начале ХХ века.
Как построена экспозиция
Экспозиция разделена на две части. Первая — Москва и Крым, две точки притяжения, которые весьма часто присутствовали на рекламных плакатах за рубежом. Вторая часть представляет Ленинград и союзные республики.
Также на выставке можно увидеть машину марки «Москвич-403» из фондов Музея Москвы на фоне карты Советского Союза. Автомобили часто появлялись на рекламных плакатах, а в 1960-е годы иностранцев зазывали странствовать по СССР на машине. Несмотря на то, что для большинства советских граждан личный транспорт был мечтой, реклама показывала: у нас это тоже есть.
Представлен на выставке и небольшой кинотеатр, где можно посмотреть два фильма: знаменитые «Приключения итальянцев в России» и «Двое в новом доме». Главные героини в обоих — гиды Интуриста в Ленинграде.
Что можно увидеть
В экспозиции есть как оригиналы зарубежных рекламных плакатов 1930-х годов из собственных фондов Интуриста и частных германских коллекций, так и репродукции. Они соседствуют с тематическими предметами из фондов Музея Москвы. На выставке можно увидеть повседневную и отпускную одежду, чемоданы, журналы о путешествиях, книги с экскурсиями и маршрутами по СССР, советские и западные фотокамеры и фотографии, отражающие, как на самом деле жили и отдыхали советские граждане. А еще тут представлены вещи, которые сопровождали в путешествиях дам, — сумочки, перчатки, шляпки. На отдельной витрине находятся аксессуары путешественников-мужчин: китель, фуражка, сигареты, дорожные наборы.
Источник: Правительство Москвы