Сергей Собянин: Подготовка к открытию МЦД вышла на финишную прямую
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис ГришкинСейчас продолжается реконструкция остановочных пунктов и конечных станций, а также благоустройство прилегающих территорий.
В Москве продолжается реконструкция платформ, на которых будут останавливаться поезда Московских центральных диаметров. Ход работ по реконструкции платформы Сетунь, которая войдет в состав МЦД-1, осмотрел Сергей Собянин.
«Мы продолжаем активно трудиться над проектами МЦД. Этот вид транспорта совмещает в себе лучшие черты городского и пригородного транспорта, по сути дела, это наземное метрополитен. А чем проезд на поездах МЦД будет отличаться от проезда на существующих пригородных электричках? Во-первых, это сквозное движение из одной точки пригорода в другую, от одной точки на МКАД до иной без пересадок на другой транспорт. Второе — это комфортный подвижной состав, примерно такой же, как поезда “Москва”, “Ласточка” и ряд других, который сегодня готовится на заводе, и я надеюсь, что в срок все поезда будут выпущены. Это еще и интеграция с метрополитеном и бесплатная пересадка на метрополитен. Сами тарифы максимально сопряжены с тарифами на городской транспорт. Это означает, что значительно будет уменьшена еще и стоимость билетов. Насколько — мы в ближайшее время примем решение, согласуем с нашими коллегами из Московской области и утвердим его», — рассказал Сергей Собянин.
По словам Мэра Москвы, МЦД — всегда развивающийся проект. Ежегодно будет проходить реконструкция существующих платформ, в планах построить еще несколько остановочных пунктов. На линии будут сходить новые поезда, а для пешеходов продолжат строить удобные переходы минуя железнодорожные пути. Отдельная задача — благоустройство прилегающих территорий, которое будут проводить по мере завершения реконструкции платформ.
«Что это в конечном итоге дает? Это дает в полтора раза увеличение скорости движения пассажиров и на треть больше пассажирских мест в вагонах. В целом это, конечно, благоприятно скажется на транспортной ситуации и Подмосковья, и Москвы, и центрального транспортного узла в целом», — добавил Сергей Собянин.
Московские центральные диаметры — совместный проект Минтранса России, Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД». Диаметры, которые пройдут минуя центральную часть города, свяжут столицу и населенные пункты ближнего Подмосковья. Таким образом, ситуация с транспортом станет комфортнее для 9,6 миллиона человек. Из них 6,9 миллиона москвичей и 2,7 миллиона жителей Подмосковья (17 городов).
«Для нас МЦД и Московское центральное кольцо — флагманский проект, это грядущий комфорт городов. Мы сейчас видим на примере Москвы, что железная дорога может занять основное место в транспортной схеме больших агломераций. Прежде итого это комфорт и скорость», — отметил председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Он добавил, что к 2025 году в Москве пассажиропоток увеличится более чем на 13 процентов, и специалисты транспортной сферы будут делать все, чтобы жители и гости столицы передвигались по городу с комфортом.
Итого проект предусматривает запуск пяти диаметров — это 375 километров пути и 186 станций. Пассажиропоток составитболее 300 миллионов человек в год. Нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру Москвы уменьшится на 10–12 процентов.
График работы — такой же, как и у метрополитен: с 05:30 утра до 01:00 ночи. Дневного технологического окна не будет. Кроме того, на линиях будут трудиться сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена. Будут внедрены единая навигация с обозначением диаметров D1, D2, D3, D4, D5, единый фирменный стиль общения с пассажирами, единая база забытых вещей.
Первые диаметры: Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск
Движение по МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск планируют запустить уже совсем скоро — в конце этого года. В совокупной сумме это 132 километра путей и 57 станций, из них 19 — с пересадками на метрополитен, МЦК и радиальные направления Московской железной дороги. В перспективе количество станций будет увеличено до 66, а количество пересадок — до 27.
Обслуживать диаметры на первом этапе будут 39 городских поездов «Иволга» (в смешанном режиме с электричками). Из них 26 поездов уже поступили в депо и проходят обкатку.
На диаметрах создадут более 900 тысяч новых пассажирских мест в сутки, а интервалы движения составят пять-шесть минут в часы пик. Перспективный пассажиропоток на МЦД-1 и МЦД-2 — более 90 миллионов человек в год.
Свыше 3,7 миллиона человек, живущих более чем в 45 районах Москвы и шести городах Московской области, смогут проще и быстрее добираться до мест назначения.
У станций МЦД-1 и МЦД-2 создадут больше 30 перехватывающих парковок, благоустроят свыше 80 пешеходных переходов и изменят около 50 маршрутов наземного транспорта.
Оплатить проезд можно будет с помощью городской карты «Тройка», банковскими картами с функциями PayPass и PayWave и смартфонами с NFC — как в кассах, так и непосредственно на турникетах.
МЦД-1: из Одинцова в Лобню за 80 минут
Общая протяженность МЦД-1 составит 52 километра. Время в пути — 80 минут.
Первоначально на линии будет 24 остановочных пунктов. К 2024 году число остановок вырастет до 28 (появятся новые станции — Славянский Бульвар, Петровско-Разумовская, Дмитровская и Илимская).
На первом этапе МЦД-1 будут обслуживать 15 современных поездов «Иволга». Интервал движения — пять-шесть минут в часы пик (в смешанном графике с обычными электричками). Ожидается, что линией будут пользоваться 42,9 миллиона человек в год. Появится 403 тысячи дополнительных пассажирских мест в сутки.
Со станций МЦД-1 можно будет сделать 8 пересадок на метро, МЦК и железнодорожные платформы иных направлений. Вскоре число пересадок вырастет до 12.
Благодаря МЦД-1 для жителей Московской области время в пути сократится в среднем почти на 40 процентов. Оно уменьшится с двух часов 40 минут до одного часа 20 минут при использовании общественного транспорта и с одного часа 40 минут до одного часа 20 минут — в случае использования линии вместо поездки на автомобиле.
Транспортное сервис улучшится для жителей подмосковных Лобни, Долгопрудного, Одинцова и других населенных пунктов. Это не меньше 400 тысяч человек.
Город станет ближе и для жителей более 20 московских районов. Время в пути сократится в два раза — с одного часа 40 минут до 48 минут.
Запуск движения по МЦД-1 позволит на 12 процентов снизить нагрузку на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской линии и Филевскую линию метрополитен.
Реконструкция инфраструктуры МЦД-1
На МЦД-1 проводят комплексную реконструкцию железнодорожной инфраструктуры. В 2018–2019 годах построили третий и четвертый главные пути на участке Москва — Одинцово Смоленского направления МЖД. Это увеличило интенсивность движения поездов с сокращением интервала до 3,5 минуты в час пик. Построили также остановочный пункт Сколково.
Помимо этого, прошла полная или частичная реконструкция остановочных пунктов Фили, Сетунь, Немчиновка, Баковка, Одинцово и Рабочий Поселок.
Сейчас идет стройка остановочных пунктов Славянский бульвар, Петровско-Разумовская и Дмитровская, а также реконструкция платформ Долгопрудная, Новодачная, Сетунь и Баковка.
Помимо комфортных платформ с навесами по всей длине, на новых или реконструируемых остановочных пунктах возводят надземные крытые вестибюли (конкорсы), благодаря которым можно будет сходить на обе стороны от железной дороги.
В рамках второго этапа развития диаметра планируется построить третий и четвертый главные пути на участке Москва — Бутырская — Лобня Савеловского направления МЖД, завершить реконструкцию конечных станций Одинцово и Лобня, а также построить новый остановочный пункт Илимская.
Станция Сетунь: новый стандарт комфорта
Реконструкция платформы Сетунь — пример создания нового комфортного остановочного пункта для пассажиров МЦД. До прошлого года она представляла собой классическую остановку пригородных электричек с двумя береговыми платформами. Но в 2018-м в рамках проекта строительства дополнительных главных путей Смоленского направления МЖД тут сделали новую островную платформу в сторону области и подземный пешеходный тоннель с турникетно-кассовым терминалом.
С конца прошлого года ведутся работы по строительству новой платформы в сторону Москвы и временного павильона. На платформах по всей длине устанавливаются навесы для пассажиров.
«Мы находимся на станции Сетунь. Реконструкция этой платформы будет реализована в два этапа. Сегодня мы видим, что работа ведется с сохранением движения поездов, оно не прерывается, и у пассажиров есть возможность пользоваться временной платформой. Первый этап будет завершен в ноябре. Уже будут готовы платформы. В следующем году в мае тут будет построена не только платформа, а появится целый транспортный пересадочный узел», — отметил Олег Белозеров.
Он добавил, что тут появятся эскалаторы, а для маломобильных граждан установят лифты.
В 2020 году планируют сделать надземный пешеходный переход с пассажирским конкорсом. Пассажиры смогут сходить к улицам Горбунова и Барвихинской.
Реконструкция остановочного пункта Сетунь позволит создать неопасный и доступный для маломобильных граждан транзитный пешеходный переход через железнодорожные пути Смоленского направления МЖД. Пассажиры будут ожидать поезда в комфортных условиях, обеспечат пересадку на наземный городской пассажирский транспорт, который обслуживает районы Кунцево (пять маршрутов) и Можайский (шесть маршрутов). Повысится транспортная доступность бизнес-центра «Гранд Сетунь Плаза», Всероссийского института легких сплавов и спортивной школы «Крылья Советов».
«В районе станции проживает около 400 тысяч москвичей. Открытие МЦД даст возможность перемещаться по городу на пригородных железнодорожных поездах. Эту задачу поставил нам Мэр Москвы», — добавил заместитель Мэра в Правительстве Москвы, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов.
Сегодня станцией Сетунь пользуются около 6,4 тысячи человек в сутки. Ожидается, что к 2025 году суточный пассажиропоток вырастет на 300 процентов и достигнет 25,6 тысячи человек в сутки.
«Это составная часть МЦД-1, которую мы планируем с коллегами целиком открыть в ближайшее время. Станция хоть и небольшая, но в перспективе будет играть весьма важную роль. По итогам 2018 года каждый день на этой станции было 6400 человек, с запуском движения по МЦД количество пассажиров сразу увеличится на 45 процентов — будет 9400 человек, а еще минуя несколько лет тут уже будет более 20 тысяч пассажиров», — рассказал Максим Ликсутов.
МЦД-2: из Нахабино в Подольск за два часа
Общая протяженность МЦД-2 составит 80 километров, время в пути — 116 минут. На линии будет 33 остановки. На первом этапе по диаметру будут курсировать 24 современных поезда «Иволга». Интервал движения составит пять-шесть минут в часы пик. По прогнозам, диаметром будут пользоваться 48,69 миллиона пассажиров в год. Открытие движения позволит создать 486 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки.
С МЦД-2 можно будет сделать 11 пересадок на метрополитен, МЦК и платформы других направлений железной дороги. Затем число пересадок увеличится до 15.
Благодаря МЦД-2 жители Московской области будут расходовать на дорогу в среднем на 30 процентов меньше времени. Время в пути сократится до одного часа 56 минут (вместо трех часов семи минут), если ранее они пользовались общественным транспортом, и до одного часа 56 минут (вместо двух часов 20 минут), если до этого они ездили на автомобиле. Это поможет тем, кто живет в подмосковных Нахабине, Красногорске, Подольске и других населенных пунктах. Проще передвигаться по городу станет и жителям 30 московских районов. Время в пути для них сократится с одного часа 30 минут до одного часа 12 минут.
Запуск движения по МЦД-2 позволит на 12 процентов снизить нагрузку на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, юго-восточный и западный участки Таганско-Краснопресненской, южный участок Замоскворецкой и северный участок Калужско-Рижской линии.
«Иволга»: новый стандарт городской электрички
Пассажиров МЦД будут транспортировать поезда «Иволга» производства российской компании «Трансмашхолдинг». 90 процентов комплектующих состава — российского производства. На Тверском вагоностроительном заводе поезда собирают около тысячи сотрудников. На 360 смежных предприятиях заняты еще примерно 15 тысяч человек. 70 компаний-поставщиков являются субъектами малого предпринимательства.
Для эффективной работы с учетом частых остановок поезд должен как можно быстрее разгоняться и максимально плавно останавливаться. «Иволга» создана специально для этого. В результате пассажиры не чувствуют дискомфорта, а среднее время в пути сокращается.
«По МЦД-1 будет ходить около 15 новых поездов “Иволга”. Остальные составы в течение трех лет будут заменены перевозчиком, Центральной пригородной пассажирской компанией, тоже на новые поезда. То есть минуя три года здесь будут ходить совершенно новые электрички», — рассказал Максим Ликсутов.
Как отметил генеральный директор АО «Трансмашинхолдинг» Кирилл Липа, сейчас готовятся к запуску 39 составов «Иволга».
«Это шести-семивагонные составы. Удобство поезда заключается в гибкой комплектации, в одном составе могут быть использованы от пяти до 12 вагонов. Кроме того, уникальной особенностью этого подвижного состава является ускорение. Это самое большое и самое плавное ускорение, которое сегодня доступно на российском рынке.
Больше 15 тысяч человек выполняет этот заказ в России, больше тысячи человек работает в Тверской области. Поэтому, безусловно, развитие инфраструктуры в Москве является весьма большим подспорьем в развитии машиностроения. Для нас, как для компании, важным является не всего возможность произвести эти поезда, но и возможность выйти с ними на экспорт», — сказал Кирилл Липа.
По его словам, с точки зрения безопасности и комфорта «Иволги» — самые современные поезда в России.
Благодаря тому, что в поездах будет от пяти до 12 вагонов, можно легко адаптироваться под меняющийся пассажиропоток. Составы версии 2.0 вмещают более двух тысяч человек.
Широкие двери (140 сантиметров вместо стандартных 125) помогают ускорить высадку и посадку в среднем на 15 процентов. Эту же задачу решает отсутствие тамбура, а сквозной ход между вагонами обеспечивает равнофмерное распределение пассажиров по составу. В условиях всегда растущего пассажиропотока мегаполиса это очень важно.
«Иволга» — поезд-трансформер, в котором внутреннее пространство легко изменить в соответствии с потребностями каждого пассажира. Предусмотрены крепления для велосипедов, специальные места для хранения багажа, зоны для маломобильных граждан и пеленальные столики в туалетных комнатах для родителей с маленькими детьми.
В салоне удобно ехать как сидя, так и стоя. «Иволга» оборудована многоуровневой системой поручней с теплым покрытием и мягкими подвесными ручками. В межвагонном переходе установлен добавочный вертикальный поручень. Кроме того, как и в новых вагонах метро, тут появились мягкие панели, на которые можно опираться при поездках стоя.
Адаптивное освещение «Иволги 2.0» меняется в зависимости от времени суток: утром в поезде яркий бодрящий свет, а вечером, наоборот, мягкий и успокаивающий. Наряду с новостными экранами, маршрутными табло и доступом к Wi-Fi есть USB-розетки в каждом кресле — более 490 разъемов в семивагонном составе.
О здоровье пассажиров позаботились, предусмотрев систему поддержания микроклимата и обеззараживания воздуха. В салоне ведется автоматический мониторинг содержания углекислого газа, потому в «Иволге» всегда свежий воздух. В туалетах установлены сенсорные краны и автоматические сушилки для рук.
«Иволга» оборудована цифровой системой управления и диагностики. Это надежный поезд, который сам в режиме реального времени контролирует десятки параметров. Комплексная система видеонаблюдения и система контроля бдительности машиниста обеспечивают максимальную безопасность поездок. У машиниста в кабине также установлено удобное эргономичное кресло и работает система климат-контроля.
Комфортный поезд в комфортном городе: благоустройство прилегающих территорий
Накануне открытия МЦД проводятся работы по комплексному благоустройству территорий, прилегающих к шести станциям: Сетуни, Рабочему Поселку, Москве-Белорусской, Москве-Савеловской, Тушину и Ленинградской. На 22 станциях выполняют локальные мероприятия по улучшению транспортной и пешеходной доступности.
В ходе этих работ ремонтируют и расширяют тротуары (224 тысячи квадратных метров), приводят в порядок проезжую часть (248,7 тысячи квадратных метров), устанавливают уличные фонари (1377 штук), остановки (108 штук) и лавочки, организовывают плоскостные парковки (на 946 машино-мест), разбивают газоны. Общая площадь благоустройства составляет 67,1 гектара.
В частности, в районе платформы Сетунь расширят и отремонтируют тротуары вдоль улиц Горбунова и Барвихинской, улучшат уличное освещение, поставят 16 остановочных павильонов и проложат велодорожки.
Благоустройство территорий, прилегающих к остальным станциям МЦД, будет проводиться по мере завершения реконструкции платформ.
Источник: Правительство Москвы