Крупнейший ТПУ на «Рижской» объединит метрополитен и три Московских центральных диаметра
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим МишинОн будет расположен около Рижского вокзала. Тут можно будет делать пересадки на две линии метро — БКЛ и на Калужско-Рижскую, а также на три МЦД — МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, проектирование и стройка которых сейчас ведется.
В столице продолжается строительство станции «Ржевская» («Рижская») Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена.
«“Ржевская” — это на самом деле рабочее наименование станции. Она будет называться “Рижская”. Соответственно, расположена станция около Рижского вокзала, вдоль проспекта Мира. Это весьма важная станция, здесь можно будет делать пересадки на Калужско-Рижскую линию метрополитен и три МЦД: МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, проектирование и строительство которых сейчас ведется. Тут будет крупнейший транспортно-пересадочный узел», — сказал Сергей Собянин во время посещения строящейся станции.
Крупный ТПУ объединит две линии метрополитен и три Московских центральных диаметра. Таким образом, в одной точке сойдется сразу 5 линий.
«Когда начинали станцию строить, никто не помышлял о таком проекте, как МЦД, а сейчас это становится реальностью. Важно гарантировать заранее конструкции для перехода с платформ МЦД на саму станцию, чтобы тут был комфортный транспортно-пересадочный узел. Я думаю, мы это своевременно сделаем», — отметил Сергей Собянин.
Участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Савеловской» начали строить в 2015 году. Общая его длина — 12,8 километра. Он включает 5 станций: «Лефортово», «Рубцовская», «Стромынка», «Ржевская», «Шереметьевская». Также в его состав входит соединительная ветка в депо «Нижегородское» протяженностью 1,9 километра.
Стройка проходит в три этапа. В первый участок «Авиамоторная» — «Лефортово» (2,7 километра) входит одна станция. Работы планируют закончить уже в этом году. Вначале здесь будут ходить поезда Некрасовской линии метро.
Участок «Лефортово» — «Рубцовская» (1 километр) также включает в себя одну станцию. Строительство завершат в следующем году. На третьем участке «Рубцовская» — «Савеловская» (7,2 километра) расположатся три станции. Завершение работ запланировано на 2021–2022 годы.
«Проходка будет закончена в октябре 2020 года, со стороны “Стромынки” — весной 2020 года. То есть мы все перегонные тоннели сооружаем и в декабре поезда должны впустить без пассажиров, а в конце 2022 года после завершения всех отделочных работ мы должны открыть станцию», — сказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Сейчас участок «Авиамоторная» — «Савеловская» готов на 48 процентов. Строительные работы ведутся на всех пяти станциях. Целиком пройдены перегонные тоннели от «Авиамоторной» до «Стромынки».
Площадка № 17
Строительная площадка № 17, которая находится недалеко от будущей станции «Ржевская», представляет собой котлован глубиной 46 метров и диаметром 30 метров. Это в полтора-два раза превышает объемы аналогичных объектов метростроения. Котлован является монтажной и демонтажной камерой сразу для четырех тоннелепроходческих комплексов (ТПМК).
Отсюда в 2018 году тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-771 «Анастасия» начал проходку правого перегонного тоннеля в сторону «Ржевской» и «Шереметьевской». Сейчас проходка выполнена на 30 процентов, завершить ее планируют в августе 2020-го.
Помимо этого, 22 августа этого года ТПМК Herrenknecht S-772 «Инна» начал проходку левого перегонного тоннеля в том же направлении. Она выполнена на два процента, закончить работы планируют в феврале 2021 года.
В феврале 2020-го, на площадку № 17 выйдет ТПМК Herrenknecht S-770 «София», ведущий проходку правого перегонного тоннеля со станции «Стромынка». Проходку начали в мае этого года, сейчас она выполнена на 62 процента.
В марте 2020-го сюда же придет ТПМК Herrenknecht S-755 «Наталья», ведущий проходку левого перегонного тоннеля от «Стромынки». Проходку начали в апреле 2019-го, готовность — 48 процентов.
После всех проходческих работ котлован на площадке № 17 используют для строительства восьмиуровневой тягово-понизительной подстанции. Это решение позволит убавить объем земляных работ на будущей станции «Ржевская».
Станция «Ржевская»: гранит и нержавеющая сталь
Будущая станция расположена под проспектом Мира с выходом на Рижскую площадь. Второй выход будет интегрирован в станцию «Рижская» Калужско-Рижской линии метрополитен.
«Ржевская» будет иметь одну островную платформу. Дизайн станции разработало архитектурное бюро Blank Architects. Оно получило это право, победив в международном архитектурном конкурсе. Ранее так же определили дизайн станций «Шереметьевская» и «Стромынка». Проект «Ржевской» одобрили москвичи, проголосовав за него в проекте «Деятельный гражданин».
«Станция глубокого залегания — 62 метра, одна из самых сложных при строительстве БКЛ. Вы сами видите, в таких стесненных условиях для использования технологии прокладки вынуждены были делать вертикальную шахту шириной 30 метров, глубиной около 50 метров. Сюда опускаются тоннелепроходческие щиты, затем будет смонтирована мощная тяговая подстанция. В высоту эта подстанция достигает порядка восьми этажей. Работы идут по графику, надеюсь, что к 2021 году на прогон пойдут уже поезда, к 2022-му откроем саму станцию», — добавил Мэр Москвы.
Основной архитектурный элемент «Ржевской» — арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украсят 12 металлических арок со встроенной подсветкой. Их высота будет достигать четырех метров.
Для отделки используют гранит. Путевая стена и свод над путями останутся в отделке из тюбингов. На стене разместят наименование станции и схему линии. В центральном зале вдоль пилонов установят скамьи.
Особе внимание уделят благоустройству территории в районе будущей станции. Проект включает гранитное мощение, установку малых архитектурных форм, озеленение. Помимо этого, на Рижской площади восстановят фонтан, который демонтировали на время строительства.
Станция «Ржевская» строится закрытым (горным) способом. Сейчас завершается сооружение наклонного хода вестибюля на Рижской площади. Из 119 метров пройдено 95, что составляет 80 процентов. Также идет сооружение подходных выработок к центральному залу. Это вертикальные стволы, которые нужны для подачи материалов в зону строительства и выемки разрабатываемого грунта.
Таким образом, общая строительная готовность станции сегодня составляет 21 процент.
Проектировщики — АО «Мосинжпроект», АО «Метрогипротранс». Подрядчик — АО «Мосметрострой».
«Ржевская» войдет в состав одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов Москвы. Он объединит станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метрополитен, МЦД-2 Нахабино — Подольск, который запустят уже в ноябре. В будущем минуя этот ТПУ будут также проходить линии МЦД-3 Зеленоград — Раменское и МЦД-4 Апрелевка — Железнодорожный. Этот ТПУ соединит две линии традиционной подземки и три диаметра наземного метрополитен.
Участок Большой кольцевой линии от «Авиамоторной» до «Савеловской» позволит улучшить транспортное сервис районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово (общая численность населения — больше 480 тысяч человек). Также снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской линий метрополитен. Кроме этого, интенсивность движения автомобилей в этом месте сократится примерно на 10–15 процентов, что улучшит экологическую ситуацию в районах. Участок также поможет гарантировать полноценную интеграцию Некрасовской линии в сеть Московского метрополитена.
Больше, чем в Пекине
Большая кольцевая линия — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров. На ней будут располагаться 31 станция и два электродепо (в том числе и существующий участок «Каховская» — «Каширская»). За счет этого БКЛ может сделаться самой протяженной кольцевой линией метро в мире. Сегодня первое место по протяженности занимает 57-километровая вторая кольцевая линия Пекинского метрополитен.
Главная задача БКЛ — соединить существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Из-за этого меньший пассажиропоток будет на станциях Кольцевой линии и внутри кольца.
На станции «Улица Народного Ополчения» к БКЛ присоединят Рублево-Архангельскую линию, на «Улице Новаторов» — Коммунарскую линию, на «Кленовом бульваре» — перспективную линию в Бирюлево и Щербинку.
Со станций БКЛ пассажиры смогут сделать 23 пересадки на другие линии метрополитен, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), шесть пересадок на МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск, 11 пересадок на линии железной дороги. Среди крупнейших ТПУ Большой кольцевой линии — «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов».
БКЛ задумали построить еще в 1985 году. Однако о проекте забыли надолго из-за отсутствия ресурсов и других причин. Лишь в 2011 году было решено приступить строительство. К работам приступили в ноябре того же года.
Строительство линии разделили на участки:
— северо-западный участок — от «Делового центра» до «Савеловской». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (участок открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018-го);
— северо-восточный участок — от «Савеловской» до «Авиамоторной». Этапы: «Авиамоторная» — «Лефортово», «Лефортово» — «Рубцовская», «Рубцовская» — «Савеловская»;
— западный участок — от «Хорошевской» до «Можайской» («Кунцевская»). Этапы: «Хорошевская» — «Мневники», «Мневники» — «Можайская»;
— юго-западный участок — от «Можайской» («Кунцевская») до «Проспекта Вернадского». Этапы: «Можайская» — «Аминьевское шоссе», «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского»;
— южный участок — от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (в том числе реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);
— восточный участок — от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»);
— участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» будет построен в составе Некрасовской линии метрополитен.
Сейчас идут работы по сооружению всех участков БКЛ. Проходкой тоннелей занимаются 14 ТПМК.
81 станция, 155 километров
С 2011 года по настоящее время построено 155 километров линий метрополитен, 81 новая станция, 10 электродепо и три дополнительных вестибюля метрополитен и МЦК:
— на Люблинско-Дмитровской линии — участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции), участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (6 станций). Для станций «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская» построили новые вестибюли;
— на Калининско-Солнцевской линии ввели участок от «Новогиреева» до станции «Новокосино» (одна станция), участок от «Делового центра» до «Раменок» (5 станций), участок от «Раменок» до «Рассказовки» (7 станций);
— на Замоскворецкой линии — участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станция «Технопарк», участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции);
— на Арбатско-Покровской линии — участок от станции «Митино» до «Пятницкого шоссе» (одна станция);
— на Таганско-Краснопресненской линии — участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции), станцию «Спартак»;
— на Бутовской линии — участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции);
— на Сокольнической линии — участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (4 станции);
— на Некрасовской линии — участок от «Косина» до «Некрасовки» (4 станции);
— на Большой кольцевой линии — участок от «Делового центра» до «Савеловской» (6 станций);
— на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная»;
— на Московском центральном кольце — 31 станция;
— электродепо (начиная реконструкцию) «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».
До конца этого года планируется завершить работы на участке Некрасовской линии от станции «Косино» до станции «Авиамоторная» (11,7 километра, 5 станций). Со станции «Нижегородская» можно будет пересесть на МЦК, Горьковское направление Московской железной дороги и строящуюся Большую кольцевую линию, с «Авиамоторной» — на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии метрополитена (переход построят в 2020 году).
Также завершат работы на участке БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова» (2,7 километра, одна станция). Он будет прилегать к Некрасовской линии и улучшит транспортную ситуацию для жителей районов Соколиная Гора и Лефортово.
Источник: Правительство Москвы