Кто, если не я? Как в метрополитен помогают маломобильным пассажирам
Фото: mos.ru. Юлия ИванкоБесплатно сопроводить в пути могут пожилых людей, инвалидов, членов многодетных семей, группу детей.
Инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) с начала года оказали поддержка 90 тысячам пассажиров. А за все время работы службы они сопроводили почти миллион человек.
В этом году ЦОМП отмечает 6 лет со дня основания. Сотрудники центра помогают слабовидящим, пожилым, инвалидам-колясочникам, членам многодетных семей и другим категориям граждан. Как проходят будни инспекторов — наблюдает mos.ru.
«Сокольники» — «Отрадное»
В яркой красно-желтой форме возле вестибюля станции метрополитен «Сокольники» Ксения Белянцева, инспектор ЦОМП, встречает Анну Горох. Незрячий девушке нужно добраться домой. Для этого она должна доехать до станции «Отрадное». Инспектор берет ее под руку и заводит в метрополитен.
Анна Горох поет в церковном хоре и работает редактором в издательстве. По ее словам, услугой сопровождения в метрополитене пользуется часто, 5 — семь раз в неделю уже на протяжении практически двух лет, и сотрудников ЦОМП узнает по голосам.
«Об этой услуге я узнала в метрополитен. Как-то ехала сама, и ко мне подошел инспектор. Представился и рассказал о центре, дал визитную карточку с номерами. Многие незрячие люди, которые не могли сами передвигаться в метрополитен, стали активно пользоваться услугой. У меня сейчас на дорогу уходит гораздо меньше времени. Обыкновенно я ходила с белой тростью. С ней, конечно, идешь намного медленнее. С сотрудником проще и быстрее, он всегда подскажет, если будут препятствия», — говорит Анна Горох.
Инспектор предупреждает девушку о ступенях, а на эскалаторе слегка поддерживает за локоть. В вагоне Ксения Белянцева обращается с просьбой уступить Анне место, а сама становится рядом. Так пассажир чувствует наличие инспектора.
«Если поезд переполнен, то мы можем подождать следующий, если у пассажира есть в запасе время. Также просим других пассажиров пропустить и отпустить место. Они к этому нормально относятся, порой и просить не приходится. Решающий момент — при сопровождении незрячего или слабовидящего человека нужно озвучивать все препятствия. Естественно, нужна тактичность, доброжелательность и отзывчивость. Последнее, разумеется, относится ко всем пассажирам. Для нас часто проводят тренировочные занятия, на которых мы закрепляем свои знания и навыки», — объясняет инспектор.
Ксения Белянцева является сотрудником ЦОМП уже три года, до этого работала в детском саду. Сейчас она помогает пассажирам на Замоскворецкой и Сокольнической линиях. Однако при необходимости инспектора могут послать и на другой участок. В среднем за день сотрудники успевают выполнить пять-шесть заявок.
«Физически, разумеется, работа тяжелая, особенно, когда не только в метро сопровождаем, но и до различных учреждений. Мне весьма нравится то, чем я занимаюсь, так как понимаю, что помогаю людям. А по образованию я социальный педагог с дополнительной подготовкой в области психологии», — говорит Ксения Белянцева.
Следующая станция — «Комсомольская». Инспектор заблаговременно предупреждает Анну, что они выходят и будут переходить на Кольцевую линию. И опять: эскалатор — предупреждение — поддержка. Впереди женщин ждет еще одна пересадка — на «Новослободской», а оттуда и до «Отрадного» недалеко.
«Тимирязевская» — «Третьяковская»
На куртках сотрудников ЦОМП прикреплены значки с надписью «Кто, если не я?» Собственно так, видимо, подумала и Ольга Короткова, когда в 2015 году устроилась на работу в центр.
«К каждому человеку нужен индивидуальный подход. Когда ты находишь контакт с пассажиром, то никаких проблем не возникает. Разумеется, это работа на ногах, но мы живы, пока мы кому-то нужны. На этой работе ты действительно понимаешь, что ты нужен. Это эмоция греет и снимает любую усталость», — считает девица.
Ее коллега, Николай Мацнев, стал сотрудником ЦОМП почти 6 лет назад. По его словам, без доброжелательности и хорошего настроения работать нельзя.
«Часто люди приезжают в Москву на какие-то мероприятия, возможно, впервые и итого на один день. Нужно создать такое впечатление, чтобы им эта поездка запомнилась. Я работал и во время чемпионата мира по футболу в прошлом году. Перевозили болельщиков из Англии, пассажира на инвалидном кресле. Они весьма удивлялись, что такая служба есть в московском метро. По их словам, сам сервис у них не настолько организован», — говорит инспектор.
В этот раз Ольге Коротковой и Николаю Мацневу предстоит сопутствовать группу из 20 детей. 4-й «Б» класс школы № 1454 как раз подходит к станции метрополитен «Тимирязевская». С ними — классный руководитель и пятеро родителей. Ребята направляются в Третьяковскую галерею на экскурсию «Мир сказки и мечты».
«Услугой сопровождения в метрополитен уже пользовались. Это неоценимая помощь в поездках на общественном транспорте. Даже с инспекторами расслабиться, разумеется, нельзя, я за детей несу ответственность, — говорит классный глава Наталья Петрова. — Перед поездкой проводим инструктаж как для детей, так и для родителей. Я своим ученикам всегда говорю, что это квест и его нужно миновать. С сотрудниками ЦОМП ехать спокойнее. Их видно издалека благодаря яркой одежде, все сразу понимают, что идет организованная группа. Да и малыши с ними мобилизуются и внимательнее относятся к поездке».
Перед турникетами ребята разбиваются на пары. Ольга Короткова начинает инструктаж и объясняет основные правила. Так, если сотрудник ЦОМП повернулся к детям лицом и поднял руку, ребятам нужно остановиться. Если инспектор стоит спиной с поднятой рукой — группе следует приступить движение.
Также ребят призывают не трогать оставленные предметы, держаться за поручни на эскалаторе и слушать указания взрослых. На случай отставания от группы раздают специальные визитки. На них указаны номера, куда следует позвонить и попросить о помощи.
Инструктаж окончен. Группа проходит минуя турникет, а затем школьники по одному заходят на эскалатор и встают справа, чтобы не мешать движению пассажиров по левой стороне эскалатора. «Мы в метрополитен не одни. Пассажиры, которые бегут на электрички, на поезда и самолеты, не понимают, что это малыши. А так — безопасно», — объясняет Ольга Короткова.
Перед посадкой в вагон ребят делят на небольшие группы. Так удобнее и быстрее заходить в поезд. По словам Николая Мацнева, сопутствовать группы детей приходится часто, особенно во время каникул.
«Главное — это безопасность. Все должны держаться правил метрополитена и слушать указания инспекторов. Желательно группе детей ехать в головном вагоне. При посадке и высадке он лучше просматривается машинистом. Кроме того, при заходе в вагон и выходе из него за дверями следит инспектор. Это 1 из самых опасных моментов, особенно в часы пик», — говорит он.
Из вагона школьники выходят организованно. Первыми идут сотрудники ЦОМП, замыкают колонну родители. Затем ребят пересчитывают и ведут далее.
«Дети более организованны, когда видят сотрудников метрополитен. Со своими родителями они ведут себя немного по-другому, чем с посторонними людьми. Также это большой плюс и с точки зрения безопасности», — говорит мама одного из учеников Евгения Разумеева.
Школьники ведут оживленную беседу между собой, время в пути проходит незаметно. Перед выходом с «Третьяковской» ученики опять разбиваются на пары: их выстраивают в колонну. 4-й «Б» выходит из метрополитен и прощается с инспекторами.
Если нужна помощь
Инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров помогают не всего в метро. Москвичей и гостей столицы могут проводить к поездам дальнего и пригородного сообщения, до автовокзалов и остановок общественного транспорта, посадить на аэроэкспресс. Также сотрудники помогают добраться до музеев, культурных центров и социальных учреждений.
Так, к инспекторам можно обратиться, если нужно доехать до Пушкинского музея, Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, Новой Третьяковки на Крымском Валу, музея-заповедника «Царицыно», Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского, Музея русского импрессионизма или же до центров «Мои документы». Итого для горожан разработали 90 маршрутов.
Для пассажиров с нарушениями слуха работает горячая СМС-линия. Ежедневно с 07:00 до 20:00 операторы отвечают на вопросы о том, как работает метрополитен, как добраться до нужной станции или достопримечательности, а также помогают вызвать дежурного в экстренной ситуации. На линию уже поступило около 80 обращений.
«Забочусь о вас»: сотрудники метрополитен начали носить специальные нагрудные значки Как получить помощь при поездке на метрополитен
Всего в Центре обеспечения мобильности пассажиров работают около 300 сотрудников, которые перевозят пассажиров с 07:00 до 20:00. Заявку на бесплатное сопровождение можно оформить в официальном мобильном приложении «Метрополитен Москвы», на сайте метрополитена или позвонив по бесплатным телефонам: +7 (495) 622-73-41 или +7 (800) 250-73-41.
Источник: Правительство Москвы