Новая поликлиника, метрополитен и парки: как меняется Бутырский район
Mos.ru рассказывает о том, как развивается 1 из старейших районов столицы — Бутырский, в котором на днях открылась новая поликлиника на 750 посещений в смену.
Дизайн-завод «Флакон» и косметическая фабрика «Свобода» (бывшая «А. Ралле и Ко»), завод «Карат» и Останкинский молочный комбинат, Савеловский вокзал и святилище Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе — эти названия хорошо известны не всего только жителям района, но и далеко за его пределами. Как в районе соседствует прошлое и настоящее и что изменится в скором будущем — в материале mos.ru.
Первые документальные свидетельства, в которых упоминаются эти земли, относятся к XIV веку. Тут находилась деревня Бутырка, затем возникла слобода. В 1742 году Москва вплотную придвинулся к Бутырской слободе, которая была позже включена в состав города. После Отечественной войны 1812 года слобода превратилась в дачную место.
Именно здесь в 1886 году пустили первый в Москве паровой трамвай — он пришел на смену конкам. Трамвайная линия соединила Бутырскую заставу с Петровской земледельческой и лесной академией. Москвичи прозвали трамвай паровичком. На таком трамвае некоторое время проработал кондуктором Константин Паустовский. Он тепло вспоминал о том времени: «Это была самая легкая, а на кондукторском языке самая дачная, линия в Москве. Маленький паровоз, похожий на самовар, был совместно с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами дуэт. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на паровичке не было».
Сегодня Бутырский район не всего один из старейших в Москве, но и один из самых развитых по транспортной инфраструктуре.
В самом районе или в непосредственной близости от него располагается сразу 6 станций трех линий метро: «Савеловская», «Дмитровская» и «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Фонвизинская» и «Бутырская» Люблинской линии, а также открывшаяся год назад новая станция «Савеловская» Большой кольцевой линии (БКЛ). Недалеко от железнодорожной станции Дмитровская находится точка пересечения двух Московских центральных диаметров (МЦД-1 и МЦД-2). На востоке района расположена станция Останкино Октябрьской железной дороги, в перспективе она войдет в состав МЦД-4. В Бутырском районе есть даже монорельс.
«Бутырская» и «Фонвизинская»: комфорт и шаговая доступность
Метрополитен в Бутырский район пришло только в 1988 году, когда в составе Серпуховско-Тимирязевской линии открылась станция «Савеловская». В 1991-м серая ветка была продлена на север, жителей стали принимать станции «Дмитровская» и «Тимирязевская».
После долгие годы — затишье. Новый этап наступил в 2016 году. Открыли две станции Люблинской линии — «Бутырскую» и «Фонвизинскую». У жителей появилось несколько вариантов пути до центра города и других районов. По несгибаемый теперь можно доехать до «Трубной», «Римской», «Дубровки», «Марьина» и «Зябликова». Проще стало добираться до мест пересадки на Сокольническую, Калужско-Рижскую, Таганско-Краснопресненскую, Арбатско-Покровскую и другие линии метрополитен. Теперь, чтобы доехать до центра, жители района тратят в среднем на 20 минут меньше, чем ранее.
Новые станции построены по современным проектам, оборудованы лифтами для маломобильных граждан.
«Фонвизинская» стала одной из самых необычно оформленных станцией московской подземки. В нишах пилонов размещено 28 четырехметровых световых коробов. В них — трехмерные панно художника Константина Худякова с изображением персонажей одного из самых известных произведений комедиографа Дениса Фонвизина «Недоросль».
С открытием «Бутырской» сильно возросла популярность станции Останкино. Она метрополитен находится в пяти — семи минутах ходьбы от железнодорожной платформы и позволяет пассажирам пересаживаться на метрополитен, не доезжая до Ленинградского вокзала. Дорога к метро проходит через парк с лавочками и фонтаном.
«Савеловская»: станция в стиле лофт
Спустя два года, в 2018-м, открылась станция «Савеловская» БКЛ, вскоре ставшая одной из самых востребованных. Кроме того, она позволила сильно разгрузить одноименную станцию серой ветки. Ранее через «Савеловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии в метро попадали более 60 тысяч пассажиров. Сейчас жители районов Беговой, Савеловский, Бутырский и Марьина Роща могут проехать без пересадок от Савеловского вокзала до станции метрополитен «Рассказовка» или до «Делового центра».
Из двух подземных вестибюлей станции «Савеловская» БКЛ пассажиры могут выйти на Бутырскую улицу, к Савеловскому вокзалу и остановкам наземного транспорта.
На «Савеловской» особая отделка. Некоторые даже называют станцию музеем строительства метрополитена. Дело в том, что путевые стены закрыты лишь необлицованными чугунными тюбингами. Собственно так и выглядят тоннели метро в той части, что обычно скрыта от глаз пассажиров. Тут же можно увидеть скелет станции, а на конструкциях, установленных на пилонах в центральном зале, даже разглядеть мощные болты, которыми детали скрепляются между собой.
Савеловский вокзал: от Саввы Мамонтова до МЦД
Савва Мамонтов — знаменитый русский предприниматель, торговец и меценат, активно занимавшийся железнодорожным строительством.
В 1897 году он получил позволение императора на строительство новой железной дороги от Москвы до села Савелово длиной 130 километров. После ее планировали продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Место для вокзала было выбрано у Бутырской заставы, где стоимость на землю была невысока. Строили его долго. Но уже в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у этих мест, изменила границы города и включила вокзал в его состав. Здание вокзала построили в 1902-м. Изначально он назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Переименовали его в Савеловский в 1912 году. До 1930-х здание было одноэтажным, что делало его самым маленьким московским вокзалом. Двухэтажным он стал в 1992-м, после реконструкции.
В последние годы площадь Савеловского Вокзала преобразилась. Открыта новая станция метрополитен Большой кольцевой линии, завершены работы по благоустройству самой площади — сейчас можно быстро пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Удобно стало как пассажирам, пользующимся общественным транспортом и пригородными поездами, так и тем, кто предпочитает такси и личные автомобили.
Минуя Савеловский вокзал прошла линия МЦД-1, а в будущем пройдет и МЦД-4, и делать пересадки между разными видами транспорта станет еще проще.
Новая поликлиника, детский сад и ледовый дворец
На улице Яблочкова (владение 3) завершено стройка детско-взрослой поликлиники. Она сможет принимать 750 человек в смену — 500 взрослых и 250 детей.
В здании разместились отделения медицинской профилактики, функциональной диагностики, блоки врачей совокупной практики и врачей-специалистов, хирургические кабинеты, педиатрическое отделение и дневной стационар на 16 мест.
А еще в районе отремонтировано сразу несколько медучреждений: здания филиала № 4 городской поликлиники № 12 (улица Гончарова, дом 6а) и детской стоматологической поликлиники № 39 (улица Гончарова, дом 17, корпус 1).
Новый детский сад на 120 мест появился по адресу: улица Яблочкова, дом 20а. Он рассчитан на 7 групп детей от двух до семи лет. Площадь трехэтажного здания детсада — 2900 квадратных метров. В нем есть бассейн и спортзалы. В дошкольном отделении реализуется основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» и программы дополнительного образования — «Школа юного академика» и «Мы познаем мир».
Прошедший, 2018 год запомнился жителям Бутырского района еще одним приятным событием: открытием ледового дворца недалеко от станции метрополитен «Тимирязевская». Здесь созданы максимально комфортные обстоятельства для подготовки юных спортсменов. Помимо главной арены, во дворце есть универсальный спортивный зал с разметкой для игр в мини-футбол, баскетбол и волейбол. Для любителей танцев открыт зал хореографии с нескользящим покрытием. На территории комплекса расположены бросковый центр и малая ледовая площадка для индивидуальных занятий.
Бутырский хутор: от Гончаровского парка до Яблоневого сада
В Бутырском районе расположена известная Тимирязевская сельскохозяйственная академия (Российский аграрный университет имени К.А. Тимирязева).
В 1820 году было создано Московское общество любителей сельского хозяйства. Идею создания подал князь С.И. Гагарин, а его первым президентом стал московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын.
В 1822 году общество приняло решение основать Земледельческую школу и опытный хутор. В школу сельского хозяйства «Бутырский хутор» принимались все желающие, начиная крепостных. Здесь создали опытную пасеку, показательный свеклосахарный завод, школу дубления овчин. «Бутырский хутор» стал прообразом Петровской сельскохозяйственной академии, открытой спустя 4 десятилетия в Петровско-Разумовском.
Традиции, заложенные в те годы, стараются сохранят в Гончаровском парке и природном комплексе «Яблоневый сад». Охотники до прогулок могут с комфортом гулять там, на зеленой территории между путями Савеловского направления Московской железной дороги и улицей Яблочкова.
Недавно парк «Яблоневый сад» был реконструирован. Обновлена его территория. Восстановлен сад, выложена дорога из брусчатки, высажены березы, липы, дубы и клены, оборудованы велосипедные и прогулочные дорожки.
А Гончаровский парк (улица Руставели, владение 7), созданный в 2014 году, стал одним из мест, где отмечают крупные городские и государственные праздники. Увлекательно, что название он получил по итогам опроса горожан: именно они стали именовать его Гончаровским, а не филиалом Лианозовского парка на улице Руставели.
После реконструкции тут появились велодорожки, каток, разбиты цветники и оборудована зона для пляжного отдыха. Кроме того, сделаны пандусы для маломобильных граждан и детских колясок, отремонтирована система освещения.
Источник: Правительство Москвы