От техосмотра до правил уличного движения: Главархив рассказывает о развитии городского общественного транспорта
Трамвай маршрута А на остановке у Пушкинской площади. Середина 1930-х годовФото: Главное архивное управление города МосквыВсе желающие могут изучить соответствующие документы, фотографии, аудио- и видеоматериалы.
В Главархиве Москвы хранятся документы, посвященные истории столичного транспорта. Среди них — докладная записка начальника транспортного управления Моссовета И.М. Гобермана председателю Моссовета А.И. Ефремову, написанная в конце 1930-х годов. В ней говорится о недостаточно эффективной работе транспорта из-за громоздкой системы управления. В то время ведомство организовывало еще и транспортировку овощей и фруктов, а также отправку грузов и рабочих на стройки. Из-за этого транспортировка пассажиров ушла на второй план, что вело к простоям техники.
В результате 16 января 1939 года Президиум Моссовета принял постановление «О мероприятиях по коренному улучшению работы московского транспорта». Этот документ, который также хранится в Главархиве, был программой создания полноценной системы общественного транспорта в столице. Транспортное управление поделили на 5 структур, подчиненных Моссовету. Перевозкой горожан занимались в управлениях электропассажирского, автобусного и таксомоторного транспорта. Грузовые перевозки выделили в отдельное направление. Вспомогательные предприятия тоже находились под единой юрисдикцией.
Сообразно постановлению, в течение месяца следовало разработать и ввести единообразные правила технической эксплуатации, сервиса и ремонта подвижного состава. Кроме того, документ устанавливал обязательный техосмотр транспорта перед выпуском его на линию. Для водителей, кондукторов и ремонтных рабочих ввели ежегодные задания. Также создали систему материального и морального стимулирования, тогда появилось звание «Мастер городского транспорта».
В рекордно короткие сроки разработали правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем и такси в Москве, а также новые правила уличного движения для всех видов наземного транспорта и пешеходов. С 15 февраля 1939 года они были официально приняты. В 1940 году в систему московского общественного транспорта включили метрополитен.
От «Таганской» до «Парка культуры»: архивные документы об открытии первого участка Кольцевой линии метрополитен От конки до «Аннушки»: архивные документы об истории легендарного трамвая
В Главархиве хранятся снимки троллейбусов и трамваев маршрута А в центре города, а также другие фотографии, демонстрирующие изменения в системе общественного транспорта. Ведомство приглашает в свои читальные залы всех желающих ознакомиться с этими и другими документами. Тут можно увидеть документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений города, личные собрания, фото-, аудио-, видеоматериалы. Архивные фотографии и документы также часто представлены в выставочных и образовательных проектах.
Источник: Правительство Москвы